Что такое хай фай

История Hi-Fi: этапы становления и промежуточный итог

Сохранить и прочитать потом —

Музыка – один из важнейших и древнейших атрибутов цивилизации, элемент культуры. О талантах доисторического человека в сфере живописи мы можем судить по наскальным рисункам. Несомненно, что искусством «отражать действительность в звуковых художественных образах» он тоже владел, только не знал нотной грамоты, не говоря уже о технологиях аудиозаписи. Много веков играли и пели только «вживую», а массовость достигалась путем домашнего музицирования, будь то в аристократической гостиной или в крестьянском жилище.

Первые ростки Hi-Fi-технологий

Первые механические приспособления, позволявшие воспроизводить зафиксированные на каком-то носителе мелодии, к примеру, шарманка, появились лет триста назад, фонограф был предложен Томасом Эдисоном в 1877 году, а граммофон – Эмилем Берлинером спустя десять лет. В последнем носителями выступали плоские диски, как и у нынешних проигрывателей винила.

Электродинамические преобразователи как бы «произросли» из первых опытов с электричеством Майкла Фарадея середины XIX века и Александра Белла с телефонией в третьей его четверти. В 1876 году Эрнст Сименс, предложил «магнитоэлектрический аппарат для получения механического движения электрической катушки под действием тока» и, наконец, в 1898 году английский исследователь Оливер Лодж запатентовал конструкцию первого электродинамического излучателя звуковых волн.

А что такое Hi-Fi?

Все эти изобретения, несомненно, имеют отношение к заявленной теме, однако термин Hi-Fi, сокращение от High Fidelity, обычно переводится дословно как «высокая верность», но в русском языке есть хорошее многозначное слово «достоверность», которое, как представляется, лучше всего передает суть этого понятия.

Сегодня многие компании, выпускающие аудиокомпоненты, заявляют, что их философия или идея состоит в том, чтобы предоставить любителю музыки возможность слушать ее дома, как в концертном зале, или именно так, как задумывал при записи звукорежиссер. И, надо сказать, если не скупиться и грамотно подойти к формированию аудиотракта, а также произвести акустическую подготовку помещения, где ему надлежит работать, то с качественными записями можно достичь убедительного эффекта достоверности воспроизведения.

Впрочем, через несколько лет такое утверждение может оказаться преждевременным и не соответствующим действительности – ведь мы не знаем, как далеко продвинутся соответствующие технологии. Однако история Hi-Fi, как бизнеса, обеспечивающего потребность людей в прекрасном, говорит, что его развитие происходит рывками, а не плавно: бывали прорывные периоды, но они чередовались с годами топтания на месте.

Триединая сущность

При этом три главных составных части Hi-Fi-системы – источники, усилители и колонки – развивались по своим траекториям, тем не менее, оказывая взаимное влияние друг на друга. Так первыми были изобретены звукозапись и воспроизведение, которое давало более-менее приличную громкость с помощью граммофонной трубы. С высоты нашего понимания проблемы очевидно, что звуковой сигнал с иглы древнего звукоснимателя очень слабый и к тому же механический, представляющий собой распространение колебаний в упругих средах. Грубо говоря, «додумались» превратить его в удобную для передачи и преобразований электрическую форму только после того, как для нужд телеграфа и радио были разработаны методы электроусиления. Самый перспективный из них основывался на изобретении Ли Де Форестом в 1906 году вакуумной лампы с управляющей сеткой – триода или, как его называли, аудиона.

Убедительным стимулом к развитию технологий, как это обычно бывает, оказалась война, в данном случае Первая мировая, потребовавшая надежной дальней связи. Триод Де Фореста нуждался в теоретическом осмыслении и усовершенствовании; эта тема связана с другим американским исследователем и изобретателем, Эдвином Армстронгом, а также с такими корпорациями, как Bell Systems и Radio Corporation of America (в списке богатого наследия последней – коннектор RCA). В результате были предложены методы конструирования усилителей для аудио- и радиочастотных сигналов, «электрифицированы» запись и воспроизведение звука, а также быстро созданы сети радиовещания.

На этом этапе сложились предпосылки становления Hi-Fi: стало понятно, что раз удается на многие километры передавать без критических искажений по радиоканалам и телефонным проводам речь, то это же можно делать и с музыкой, записанной или транслируемой из студии. Требовалось лишь улучшить качество тогдашних носителей – пластинок из шеллака на 78 об/мин – и повысить пропускную способность линий передачи, а лучшим показателем для AM-радио в то время был диапазон от 50 Гц до 8 кГц.

Появившиеся к тому времени прототипы микрофонов и динамических головок обещали гораздо лучшие цифры: 40 Гц – 15 кГц, но на деле в суммарном итоге качество звучания ограничивалось свойствами источника и линии передачи, если речь шла о трансляции.

Что такое хай фай

Hi-Fi (англ. High Fidelity — высокая точность, высокая верность) — термин, означающий, что воспроизводимый звук очень близок к оригиналу.

Надпись «Hi-Fi» на звуковоспроизводящей аппаратуре может значить, что аппаратура соответствует одному из следующих стандартов: DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88.

Содержание

Стандарты

В 1973 году немецкий Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45000, определяющий требования к звуковоспроизводящей аппаратуре:

  • минимальные значения неравномерности амплитудно-частотной характеристики (нАЧХ, измеряется в дБ),
  • коэффициент нелинейных искажений (КНИ, измеряется в %),
  • уровня шума (ШУМ, измеряется в дБ) и способов их измерений.

Затем этот стандарт стал международным IEC 60581 (МЭК) и с минимальными изменениями был повторен в ГОСТ 24388-88. Определяя стандарт Hi-Fi согласно DIN 45000, можно назвать следующие группы параметров и их предельные значения для таких устройств, как тюнеры, усилители и акустические системы.

Для тюнеров

Для тюнеров параметры устройств установлены следующими:

  • Полоса пропускаемых частот, Гц — 40-12500
  • Коэффициент нелинейных искажений — не более 2 % при 1 кГц, 40 кГц — девиация
  • Коэффициент интермодуляционных искажений — N/A
  • Различие параметров каналов — не более 3 дБ в полосе 250-6300 Гц
  • Переходные помехи — не более 26 дБ при 250-6300 Гц, не более 15 дБ при 6300-12500 Гц

Для усилителей

Для усилителей параметры устройств установлены следующими:

  • Полоса пропускаемых частот, Гц — 40-16000 (при нАЧХ 1,5 дБ) по линейному входу, 40-16000 (при нАЧХ 2 дБ) при наличии корректора
  • Коэффициент нелинейных искажений — не более 1 % в полосе 40-12500 Гц
  • Коэффициент интермодуляционных искажений — не более 3 % в полосе 250-8000 Гц (при снижении мощности на краях полосы на 50 % (или −6 дБ))
  • Различие параметров каналов — не более 3 дБ в полосе 250-6300 Гц
  • Переходные помехи — N/A

Для акустических систем

Для акустических систем параметры устройств установлены следующими:

  • Полоса пропускаемых частот, Гц — 100-4000 (при неравномерности ± 4 дБ), 50-12500 (+4/-8 дБ)
  • Коэффициент нелинейных искажений — не более 3 % в полосе 250—1000 Гц, не более 1 % на 2000 Гц
  • Коэффициент интермодуляционных искажений — N/A
  • Различие параметров каналов — N/A
  • Переходные помехи — N/A

Производители профессиональной или качественной звуковоспроизводящей аппаратуры вместо стандарта указывают в характеристиках аппарата 3 основных параметра, приведённые выше (КНИ, ШУМ, нАЧХ).

High End

Также существует похожий термин: Hi-End, или High End.

High End аппаратурой производители называют эксклюзивную, зачастую крайне дорогостоящую звуковоспроизводящую аппаратуру, в которой могут применяться нетрадиционные, нестандартные технические решения, например ламповая или гибридная (лампово-транзисторная) аппаратура, электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы.

Термину High End не соответствует какой-либо стандарт. В общем случае аппаратурой High-End считается Hi-Fi, изготовленный с применением компонентов, использование которых не является экономически обоснованным для серийного производства. Также под это понятие обычно подводят электронику ручной сборки. В последнем случае это означает, что под термином High End может продвигаться какая угодно продукция, иногда не соответствующая никаким промышленным стандартам исполнения и даже заявленным характеристикам.

Пользователи и производители High End в описании и сравнении своей техники, используют не числовые измерения параметров, которые можно подтвердить в лабораторных условиях, а субъективные мнения нескольких слушателей, которые часто описывают различные особенности звучания схожими определениями.

Примеры используемых эпитетов: эмоциональный, мягкий, песочный, теплый, холодный, натянутый, прозрачный, бумажный, металлический, аморфный, голографический. Это сфера субъективизма и вкусовых пристрастий небольшой группы клиентов, готовых отдавать за свое увлечение очень большие деньги.

Аппаратуру Hi-End выбирают не по характеристикам, а по маркам используемых радиодеталей и порой архаичным технологиям: будучи измеренной стандартными приборами, эта аппаратура покажет не лучшие результаты, но субъективно при сравнительном прослушивании в определенных условиях на определенном музыкальном материале может выявиться её колоссальное преимущество перед бюджетной hi-fi аппаратурой.

Любовь к раритетной и современной технике, собранной по архаичным технологиям, можно объяснить ностальгией пользователей, пристрастию к так называемому «винтажу».

В связи с высокой ценовой нишей изделий Hi-End, а также идеологическим отсутствием требований по замерам характеристик непосредственными (электрическими) методами, выпускается, наряду с «заслуженными» большое количество неоправданно дорогих, красивых и «брендовых» изделий, но в реальности не настолько уникально «звучащих», в особенности соединительных кабелей.

Поклонников качественного звука, Hi-Fi или High-End аппаратуры часто называют аудиофилами.

Иногда к Hi-Fi технике относят не только аудио-, но и видеосистемы (в основном это касается видеоаппаратуры, поддерживающей разрешение Full HD).

Звуки музыки: сравниваем Hi-Fi и Hi-End

Люди долгое время шли к идеальному звуку — от первого фонографа Томаса Эдисона до сегодняшних записей в lowless-качестве — и добились своего. Великолепное звучание любимых песен без искажений и посторонних шумов можно слушать дома уже как минимум несколько десятилетий. Техника воспроизведения, усиления, сами носители и акустика достигли невероятных высот качества, а производители стараются найти еще хоть что-то, что может положительно повлиять на звук.

Системы Hi-Fi (сокращение от High Fidelity — высокая точность) стали для большинства синонимом высочайшего качества звука. И это вовсе не удивительно: вся аппаратура соответствует стандартам DIN 45500 и IEC 60581 — это широкий диапазон амплитудно-частотных характеристик, уровень шума и низкий коэффициент нелинейных искажений. Такие жесткие рамки позволили производителям вести честную конкуренцию, однако в погоне за клиентами многие стараются удешевить производство, используя недорогие материалы: вместо натурального дерева в ход идет ДСП, а процессоры обработки звука в ресиверах используются от моделей предыдущих лет.

Стоит понимать, что сегмент Hi-Fi-техники рассчитан на массового потребителя, привыкшего к звуку автомагнитолы по пути на работу и бубнению старенькой магнитолы на кухне, но желающего чего-то большего. На апаратуре Hi-Fi-уровня звуки обретают очертание, раскрываются, а чистота записи сначала шокирует — все это создает непередаваемый эффект. Возвращаться в мир хрипящего радио уже не хочется, человек попадает в завивсимость от качественного звука.

Правила инсталляции компонентов Hi-Fi

Все элементы обычно выполнены в современном стиле и отлично впишутся практически в любой интерьер, кроме совсем уж вычурного и пестрого барокко. Традиционно они имеют прямоугольную форму и сочетаются между собой, даже если произведены разными вендорами. Нейтральные тона, минимум украшений — один внешний вид уже способен рассказать всем о музыкальных предпочтениях владельца. Лучше всего эта техника раскрывает себя на классических произведениях, джазе, роке.

Обилие мебели и элементов интерьера может заметно ухудшить качество звучания — звук будет отражаться от множества поверхностей, потеряет целостность.

Идеальный вариант размещения — гостиная или кабинет. Из Hi-Fi-компонентов можно собрать великолепный домашний кинотеатр, который затмит звучанием любой кинозал.

Hi-End

С техникой Hi-End-класса все намного сложнее. Здесь вопрос цены стоит, наверное, на самом последнем месте. Это скорее произведения искусства, чем компоненты для прослушивания музыки. Вся Hi-End-техника прекрасна как изнутри, так и снаружи. Здесь не действуют стандарты и объективные измерения — такой звук оценивается с точки зрения его приятности, «ламповости», «теплоты» и еще миллиона других факторов, понятных порой только самим аудиофилам.

Чтобы приобщиться к миру идеального звука, недостаточно иметь хороший слух, нужно еще обладать хорошим доходом — цены на компоненты измеряются десятками тысяч долларов. Сложно сказать, насколько лучше золотой кабель с тройным экранированием передает цифровой сигнал из нулей и единичек, но специалисты и аудиофилы склоняются к единому мнению: Hi-End — единственно возможный вариант прослушивания музыки для тех, кому медведь не наступил на ухо.

Стоит согласиться: по частотным характеристикам или другим параметрам в тестах эта аппаратура может показать себя хуже бюджетного Hi-Fi-сегмента, но при прослушивании вам откроется невероятная глубина музыки и звуки, которых вы ни разу не слышали, хотя знаете композицию наизусть — это действительно стоит своих денег.

Правила инсталляции компонентов Hi-End

В поисках гармонии и баланса звука производители часто изготавливают акустику уникальных форм. К слову, большая часть Hi-End-техники делается под заказ в единственном экземпляре или очень ограниченной партией. Такая тактика помогает не создавать ширпотреб. Примером баланса между стилем и качеством может служить знаменитая акустика от B&W Nautilus. Не раз она удостаивалась наград за качество звука и особенный стиль в виде ракушки.

Такой стиль компонентов требует современного дизайна в помещении, лучшим вариантом будет хайтек. Особо ярые фанаты идеального звучания даже создают специальные комнаты для прослушивания с хорошей звукоизоляцией и без лишних предметов интерьера, чтобы предотвратить отражение звука. Здесь как раз дизайн стоит где-то рядом с ценой, в самом низу.

Для полного раскрытия звучания всей системы нужно соблюдать множество правил: например, использовать фильтр для питания, а акустика должна стоять на специальных лапках или подиумах — пол под ней не должен резонировать. Но можно красиво разместить всю Hi-End-систему, не нарушая гармонии звука, а очаровательные усилители с вынесенными наверх лампами помогут придать интерьеру нотки стимпанка.

Нестандартный дизайн некоторых акустических систем, созданный ради еще лучшего звука, порой помогает определиться со стилем самой комнаты — в случае с аудиофилами именно интерьер подстраивается под стиль техники, а не наоборот.

Можно сказать, что Hi-End — это действительно бескомпромиссный вариант для аудиосистемы. Цена, внешний вид, производитель — все меркнет перед погоней за идеальным звуком.

Что такое Hi-Fi и High-End?

Сам термин Hi-Fi это ничто иное как сокращение от High Fidelity (высокая верность), и относится он скорее не к самой аппаратуре а к параметрам качества выполняемых ею функций, проще говоря её соответствие некоему стандарту качества принятому несколько десятков лет назад. Нет смысла описывать этот стандарт, так как с того времени техника шагнула так далеко, что приведённые в нём цифры кажутся сейчас смешными. К тому же сейчас любой производитель весьма посредственной техники может «подогнать» свои творения под эти цифры, что отнюдь не прибавит качества звука и изображения его аппаратам.

С течением времени появился более ёмкий термин «High-End». Так что же это такое? High-End не подразумевает наличие какого либо стандарта (в цифрах), единственный «стандарт» это качество и достоверность звука которое Вы слышите, а не читаете в характеристиках. «Но почему же так дорого?» — спросите Вы. Всё очень просто. High-End – это полное отсутствие каких либо компромиссов и только лучшие комплектующие и эксклюзивная ручная сборка, когда разработчик аппаратуры ограничен только своей фантазией и способностями, при этом ни стоимость исследований ни стоимость готового продукта не имеют значения. Основная задача при разработке подобной High-End аппаратуры – добиться идеального результата любой ценой.

Итак, научно-технический прогресс не стоит на месте. Новейшие исследования и технологии приводят к увеличению функциональности устройств и их повсеместной миниатюризации. Телевизоры становятся тоньше и уже почти сливаются со стенами, DVD-плееры почти незаметно возвышаются над полкой и кажется стремятся сравняться по толщине с самим диском. Вы скажите: «За этим будущее!», и я пожалуй соглашусь, но с небольшой поправкой, это будущее комфорта, удобства и функциональности, но зачастую в жертву качеству звука и изображения.

Да, пожалуй любителю плоских функциональных Hi Tech устройств будет непросто подобрать себе High-End систему. Скорее он будет шокирован увидев полноразмерные аппараты с очень внушительным весом заполняющие стойки, да ещё и их количество в одной системе воспроизводящей только CD может привести в недоумение (вместо одного аппарата как в супермаркетах их уже от двух до пяти и даже больше). Но зачем разносить в разные корпуса то, что можно объединить в одном, ведь это экономия места и средств? Не буду вдаваться в подробности в рамках этого раздела, скажу лишь, что это взаимные помехи, господа, и взаимное искажение сигнала, законы физики никто не отменял и компоненты воздействуют друг на друга через вибрации и электромагнитные поля, что существенно ухудшает звук и изображение (детально рассмотрим это позже). А где же десяток ручек и кнопок эквалайзера и прочих непонятных настроек? Да, их Вам тоже найти не удастся, подобная техника уже имеет идеальный звук, пытаться изменить который кощунственно, если быть точнее она настроена таким образом, чтобы не вносить в звук никаких своих «настроек», только идеальная передача того, что записано на диске или пластинке. «Но куда же и как эту систему спрятать, ведь она займёт весьма значительную часть гостиной?» — спросите Вы, поверьте мне, грамотно составленная и настроенная система займет не только место в гостиной, но и огромное место во всей Вашей дальнейшей жизни, став вашим хобби на долгие годы. Вы откроете для себя обсалютно новый мир ощущений и эмоций, который изменит ваши взгляды на кино и музыку навсегда. К тому же именитая система в великолепной отделкой корпусов и потрясающим дизайном будет предметом Вашей гордости и показателем Вашего статуса не меньше чем автомобиль Bentley у порога.

Впечатление от прослушивания любимых музыкальных произведений на High-End аппаратуре аналогично тому, которое можно испытать насухо протерев запотевшее окно через которое Вы много лет смотрели на красивый пейзаж, который и раньше казался прекрасным, но теперь Вы наконец увидели его таким какой он есть на самом деле с миллионами деталей и оттенков. Музыка кристально чиста и полна энергии и драйва, фильмы становятся контрастнее, цвета насыщеннее, звуковые эффекты пробирают до костей…..А впрочем, к чему нам лишние слова, зайдите к нам в Hi-Fi Profi на демонстрацию, ведь лучше один раз увидеть и услышать, поверьте равнодушны не останетесь.

Hi-Fi технология

Современная аудиоаппаратура от брендовых производителей находится на довольно высоком уровне качества. При этом нередко среди пользователей такой техники встречаются люди, предъявляющие к звучанию повышенные требования. Имеется в виду не эффекты, которыми производители буквально «пичкают» выпускаемую технику. Речь идет о чистоте звука, его естественности. Для получения такого звука была разработана специальная линейка Hi-Fi аудио аппаратуры. Что такое хай-фай в переводе с английского дословно означает высокая точность или верность, то есть максимальное соответствие оригиналу.

В оригинале музыка, воспроизводимая музыкальными инструментами без усилительной аппаратуры, имеет широкий диапазон частот. Человеческий слух при этом воспринимает звук в пределах 16-20000 Гц. В то же время вибрации с частотой 20-220 кГц воспринимаются на небольшом расстоянии костями черепа и передаются слуховым органам. При воспроизведении аудиозаписи диапазон частот резко ограничивается и качество звучания теряется.

Hi-Fi технология позволяет воспроизводить звук в диапазоне 40-25000 Гц, что максимально приближает его к естественному. Кроме частотного диапазона, к звучанию предъявляются некоторые ограничения:

  • неравномерности амплитудно-частотных характеристик;
  • коэффициент интерполяционных искажений;
  • коэффициент нелинейных гармоничных искажений;
  • переходные помехи;
  • уровень собственного шума;
  • показатель направленности звука из колонок Hi-Fi в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Важно! Нужно учитывать, что какой бы добротной не была аудиоаппаратура, качество хай-фай акустики будет ограничено форматом, а также качеством самой аудиозаписи или источника.

Аудиосистема Hi-Fi

Под понятием что такое акустическая система подразумевается весь комплекс оборудования, предназначенного для воспроизведения хай-фай звука. Система включает акустическое оформление, а также вмонтированные динамические головки. В комплексе хай-фай используются многополосные системы, в которых применяется несколько Hi-Fi динамиков, каждый из которых работает в своей частотной полосе.

В результате весь спектр звуковых частот разбивается на несколько диапазонов. Для каждого частотного диапазона применяется динамическая головка, имеющая самые оптимальные характеристики для данного спектра частот.

Нужно различать динамик с колонкой. В каждой колонке применено несколько динамиков, как минимум 3, которые предназначены для воспроизведения низких, средних и высоких частот. В четырехполосных системах применяется 4 динамика в колонке, где частотный диапазон воспроизведения разбивается на 4 полосы.

Количество колонок обычно 2 или 4, а иногда для низких частот применяют отдельную колонку – сабвуфер. Системы стерео Hi-Fi оснащены 2 колонками, а квадрозвук получают с помощью 4-х колонок, которые используют для получения эффекта объемного звука.

Стандартизация параметров

Первый стандарт, определяющий, что такое хай-фай система, регламентирующий параметры звучания и технические требования к качеству аппаратуры – DIN 45500, появился еще в середине 70-х гг. XX века. Позже немецкий стандарт был заменен европейским IEC 60581.

В России аналогичным документом стал ГОСТ 24388-88. Различия отечественного и европейского стандартов не очень значительны, но по русским нормативам акустические системы подразделяют на 3 группы сложности: высшая, 1-я и 2-я. В зависимости от группы сложности к оборудованию предъявляются различные требования, например, частотный диапазон для высшей группы составляет 40-25000 Гц, для первой – 50-12500 Гц, а для второй – 100-8000 Гц. В ГОСТе также приведены ссылки на нормативы, регламентирующие качество сборки, внешнего вида, устойчивости к внешним климатическим и механическим воздействиям.

Внимание! Стандартизация Hi-Fi аудиосистем не распространяется на активные системы, на системы с автономным источником питания (батареями), а также на автомагнитолы.

Линейку Hi-Fi, кроме акустических систем, представляют тюнеры и усилители. При этом на них распространяются другие стандарты и параметры. Также нередко значком «хай-фай» помечается видеоаппаратура с функцией поддержки Full HD.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector