Эксплуатация и ремонт экономичного грузового автомобиля зил-433360

ЗИЛ-433360: технические характеристики, описание, история создания

С начала 80-х годов прошедшего столетия ведет родословную обширное семейство грузовых автомобилей на базе модели ЗИЛ-4331, выпускавшееся потоком три десятка лет.

Оно включает более десяти серийных модификаций, среди которых нет ни одной неудачной, каждая – с целевым и практическим применением, в том числе и средний грузовик с короткой базой ЗИЛ-433360.

Общая информация

Автомобиль спроектирован в КБ АМО «Завод им. Лихачева» как фактический преемник ЗИЛа-130.

В базовом варианте 360-й задуман для перевозки всевозможных грузов одиночным автомобилем или в составе автопоезда дорогами любого типа.

Из сборочного цеха эта машина общего назначения, с колесной формулой 4х2 и (ставшим классикой) простым вариантом трансмиссии, выкатывается с установленным кузовом.

Высота грузовой платформы из прочной древесины с защитным слоем всего 1,45 м. Предусмотрены откидные борта, выполняемые из металла или того же материала, что и основание.

В этой статье можно разобраться с основными модификациями МАЗ-5334 и их техническими характеристиками.

Полезный объем внутри стандартного кузова одиночного автомобиля по борту не менее 5 кубических метров (3,75х2,33х0,58). А капотная компоновка делает грузовик простым, компактным и маневренным.

При базе не более 3,8 м и длине от бампера до заднего борта около 6,8 м машина разворачивается по радиусу менее 7 м. Как и планировали его создатели, ЗИЛ-433360 оказался достойной и востребованной заменой своему заслуженному предшественнику.

Кабина и рабочее место водителя

Цельнометаллическая кабина со схемой компоновки двух объемов:

  • внутренний салон;
  • подкапотное пространство.

Сварная жесткая конструкция из металла оборудована ветровым цельногнутым стеклом панорамного типа. Оно крепится наглухо в проем лобового окна на специальный резиновый уплотнитель без возможности открывания.

Кабина ЗИЛа-433360 рассчитана на три (включая водительское) места. Точки ее крепления – на регулируемых кронштейнах с резиновой амортизацией в трех местах несущей рамы. Правая и левая – на продольных лонжеронах, задняя – на второй рамной перемычке.

Конструкция кабины включает наружные элементы (оперение) для защиты деталей и узлов механизмов машины, вынесенных за границы внутреннего салона:

  • капот,
  • крылья,
  • облицовка радиатора,
  • боковые подножки.

Обе двери по сторонам имеют:

  • опускающееся стекло, фиксируемое в верхнем положении однорычажным подъемником;
  • поворотную форточку с ручкой-запором и встроенной фиксирующей кнопкой;
  • замки, закрываемые ключом снаружи;
  • стопорную ручку, изнутри запирающую дверь, исключая внешнее открывание;
  • вынесенную дугу-кронштейн с креплением бокового автомобильного зеркала заднего вида увеличенной площади, гарантирующего уверенный контроль водителем ситуации на дороге сзади и по сторонам.

Поворотное крепление делает простой ручную регулировку угла обзора.

Регулируемое рабочее сиденье снабжено рессорным механизмом.

Двери, открываемые в увеличенных проемах почти под прямым углом, рационально расположены относительно водительского и пассажирских мест.

При значительной высоте их плоскости (превышающей один метр) удобство и безопасность посадки и высадки обеспечиваются широкими подножками под каждой дверью.

Целям удобства подчинена вся компоновка расположения органов управления:

  • колесо руля, стоящего в левой части кабины симметрично сиденью водителя, почти перпендикулярно вертикали машины, что улучшает моторику движений, не вызывая утомления при длительных поездках;
  • рычаг управления КПП находится впереди справа выше уровня сиденья. Его высота выбрана из соображений удобства постоянного контроля в поле периферийного зрения;
  • нажатие на педаль левой ногой при управлении сцеплением и правой – при управлении тормозами выполняется с минимальным перемещением и усилием, не нарушающим равномерное распределение веса тела водителя на сиденье.

Механизм рулевого управления снабжается гидравликой усиления. В конструкции применена раздельная схема компоновки ее элементов.

Распределитель встроен в рулевую колонку, отдельно расположен гидроцилиндр усилителя.

Комплексная работа механической (винт со скользящей гайкой, двигающей зубчатый сектор) и гидравлической частей снижает нагрузку при вождении.

Ширина кабины по зеркальным кронштейнам не превышает 2,5 м, общая высота от уровня земли – не более 2,66 м, длина (включая капот) составляет около 2,8 м.

В ней есть два противосолнечных поворотных козырька, предусмотрены системы естественного и принудительного вентилирования, включающие:

  • закрываемые воздухозаборники;
  • симметричные воздуховоды с вентилятором.

Применена система внутреннего освещения салона и оборудована печка для его обогрева в холодное время, усилены меры шумо- и виброизоляции.

Рама модели

Рама грузовика является той незаметной, но важной основой, несущей нагрузку от установленных агрегатов, воспринимая ее при начале движения автомобиля.

Вероятно, это единственный элемент машины, работающий без замены весь срок ее службы.

В ЗИЛе-433360 конструкция несущей основы включает:

  • лонжероны рамы, выполненные в виде цельноштампованных стальных балок швеллерного сечения профиля переменной высоты, наибольшей в средней части каждого продольного элемента, т. к. тут они испытывают основные нагрузки;
  • пять поперечин, также отштампованных из стали той же марки, соединяющих конструкцию, стыки клепанные.

На лонжеронах и балках крепят кронштейны для дальнейшей сборки агрегатов, механизмов, подвесок, систем контроля и управления.

Расположение балок по длине лонжеронов неравномерно. Задняя поперечина, имеющая сцепное устройство, укреплена на торцах продольных элементов.

Первая балка сдвинута относительно начала лонжеронов, имеет посадочные места для установки мотора.

Мотор, сцепление и КПП

Карбюраторный ЗИЛ 508.1 ставится на базовый вариант серийного автомобиля. Ряд серьезных доработок и усовершенствований улучшил качество двигателя.

Бензиновая V-образная восьмерка со степенью сжатия 7,1 и объемом 6 литров развивает мощность около 150 л. с. уже при 2 400 об/мин. Примерно в этом же диапазоне достигается максимум крутящего момента (420 Нм).

Мотор уверенно разгоняет автопоезд полным весом не менее 19 т до скорости 90 км/ч при расходе топлива от 25 до 32 литров на сотню километров пути.

Потребление бензина зависит от рельефа местности и нагрузки.

От мотора передача энергии происходит с помощью сцепления, входящего в систему трансмиссии.

На ЗИЛе-433360 применяется простое однодисковое сухое фрикционное сцепление – классическая надежная корзина с пневмогидравлическим управлением выжимным подшипником.

В 360-й модели ЗИЛа работает ступенчатая механическая трансмиссия. Изменение числа соединений зубчатых пар определено как 5 передних и одна – заднего хода.

Коробка удобна, проста и надежна в работе. При сравнительно малой стоимости она обеспечивает высокий КПД, особенно у водителей с практическим опытом.

Стандартная для серии схема карданной передачи состоит из последовательно соединенной пары валов с промежуточной опорой крепления.

Соединение между коробкой передач, валами и ведущим мостом выполнено на шарнирных крестовинах, в месте промежуточной опоры использован скользящий шлиц.

Завершается трансмиссия ведущим одноступенчатым гипоидным мостом, включающим основную передачу, называемую главной или центральной, и межосевой раздаточный дифференциал.

Колесные элементы ходовой части и подвеска

В ЗИЛе-433360 привод на ведущие задние колеса, выбор направления движения осуществляется изменением угла поворота передних. В заводской комплектации у машины семь колес дискового типа:

  • два передних колеса;
  • двойные задние;
  • одно запасное, подвешенное справа на раме.

При размерах дисков 7,0-20 и радиальных камерных шин 260R508 без такой конструкции менять камеру сложно.

Подвеска передней оси и заднего моста зависимого типа, что объясняется наличием жестких балок обеих колесных пар. Каждая крепится к рамным лонжеронам на паре рессор полуэллиптического типа.

Они выполняют направляющую функцию, причем более нагруженные задние усилены дополнительными листами, а в комплекте с каждой передней работает телескопический гидравлический амортизатор.

Грузоподъемность, нагрузки по осям, тормоза и другие рабочие параметры

При снаряженном весе автомобиля менее 4,5 т нагрузка по его осям составляет:

  • на передней – не более 2,21 т;
  • на задней – менее 2,3 т.

Грузоподъемность одиночной машины достигает 6 с лишним тонн. В этом случае, при максимальном весе около 11 т, нагрузки на осях меняются и составляют 3 и 8 т на переднюю и заднюю соответственно.

Для обеспечения безопасности движения, удержания на крутом склоне, остановки или уменьшения скорости в модели применяются комбинированные тормоза:

  • главный трансмиссионный;
  • колесные, барабанного типа.

Они управляются хорошо показавшей себя в работе трехконтурной схемой, включающей:

  • системы рабочих тормозов, управляемой пневматически, с двумя раздельными гидравлическими контурами и независимыми тормозными камерами для каждого из передних и задних колес;
  • системы стояночного и запасного тормозов, также с пневматическим управлением контуром главного трансмиссионного и колодками барабанов колес.

Автомобиль оборудуется системой антиблокировки (ABS), исключающей занос на скользкой дороге, вызываемый возможной блокировкой колес при торможении.

В задней части рамы есть возможность установки комбинированного клапана подключения управления системой тормозов прицепа автопоезда.

А здесь вы найдете описание культиватора Викинг.

Прочитав следующую информацию http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/kraz/opisanie-i-harakteristiki-255.html, вам станут известны основные технические характеристики автомобиля КрАЗ-255.

Цепи электропитания, топливо, комплектность

Всем потребителям необходимо напряжение в 12 В. Они подключаются к общей цепи одним проводом. При желании измерить потенциал на потребителе к его клемме нужно подключить один щуп вольтметра, а вторым коснуться корпуса автомобиля.

Соответственно, «минусовой» провод пусковой аккумуляторной батареи 6-СТ-78 (6-СТ-81), имеющей емкость 78 (81) Ач, также соединен с «массой» машины.

Во время работы мотора источником энергии для всех штатных и принесенных извне электроприборов служит генератор Г130, обеспечивающий силу тока 28 А и 350 Вт мощности.

Специальный регулятор поддерживает постоянный уровень напряжения от генератора для подзарядки бортового аккумулятора и питания приборов. Это может быть электромеханическое устройство или более сложная и точная современная электронная схема.

Емкость для горючего составляет 170 литров. Рекомендуемым изготовителем топливом служит бензин АИ-92. Объем бака, в зависимости от условий, в состоянии обеспечить дальность поездки от 450 до 690 километров.

Востребованность модели ЗИЛ-433360, по сути, являющейся модернизированным вариантом недорогого ЗИЛа-130, давно известного высокой надежностью, привела к возобновлению заказных выпусков этой 360-й серии на АМО «Завод им. Лихачева».

Все единицы могут быть добавочно укомплектованы:

  • утеплительными чехлами;
  • системами охлаждения кабины;
  • дополнительным местом для отдыха второго водителя (спальным) с электроподогревом;
  • микропроцессорной системой зажигания;
  • системой подогрева мотора перед пуском;
  • брусом от подката.

В случае необходимости вместо бензинового мотора могут устанавливаться дизели Д 245.9 с повышенной экономичностью расхода горючего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЗИЛ 433360

ЗИЛ 433360 является короткобазной бортовой модификацией модели ЗИЛ 431410. Семейство ЗИЛ 4331 ведет историю с начала 1980-х годов. В его состав входят несколько десятков серийных версий, предназначенных для конкретного целевого применения. ЗИЛ 433360 представляет данное семейство и является преемником ЗИЛ 130.

Проектирование среднего автомобиля с короткой базой вели специалисты КБ АМО завода имени Лихачева. Модель была представлена в 1994 году и предназначалась для транспортировки различных грузов одиночной техникой или в составе автопоезда. Главным достоинствами ЗИЛ 4331 были простота конструкции и возможность передвигаться по дорогам любого типа. Платформа автомобиля выполнялась из древесины, дополнительно устанавливались откидные борта из древесины или металла. Производство модели завершилось в 2010 году.

Модификации

ЗИЛ 433360 представляет собой модернизированную версию ЗИЛ 431410. Модель представлена единственной модификацией с возможностью установки допопций.

Видео отзыв

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6755 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2660 мм;
  • колесная база – 3800 мм;
  • минимальный радиус поворота – 6900 мм.

Внутренние габариты платформы:

  • длина – 3752 мм;
  • ширина – 2326 мм;
  • высота – 575 мм.

Снаряженная масса машины составляет 4475 кг, масса перевозимого груза – 6000 кг.

  • передняя ось – 2205 кг;
  • задний мост – 2270 кг.

Предельная полная масса равняется 11000 кг. Распределение нагрузки:

  • передняя ось – 3000 кг;
  • задний мост – 8000 кг.

Полная масса в составе автопоезда – 19000 кг.

При полной загрузке автомобиль может развивать скорость до 90 км/час. Предельная скорость в составе автопоезда – 80 км/час.

Размерность базовых колес: диски – 7,0-20, шины – 260R508.

Двигатель

Изначально ЗИЛ 433360 комплектовался 4-тактным карбюраторным агрегатом ЗИЛ-508.10. V-образная верхнеклапанная «восьмерка» работала на бензине и обеспечивала отличную тягу. Мотор имел закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией, систему питания с принудительной подачей горючего и смешанную смазочную систему (под давлением и разбрызгиванием).

Характеристики мотора ЗИЛ-508.10:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность 110 (150) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 7,1;
  • количество цилиндров – 8;
  • экологический класс – Евро-0.

Средний расход топлива автомобиля (скорость 60 км/час) составлял 36 л/100 км. Емкость топливного бака – 175 л. Без дозаправки машина могла проехать 450-690 км.

Позднее ЗИЛ 433360 стали комплектовать улучшенным карбюраторным бензиновым двигателем ЗИЛ 508300 с V-образной компоновкой. Главным отличием был новый карбюратор К-96 с электронным управлением. Также сократился расход топлива – до 30 л/100 км.

Характеристики агрегата ЗИЛ 508300:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 134 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 377 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • экологический класс – Евро-3.

Устройство

В основе ЗИЛ 433360 лежит прочная рама, на которую приходится вся нагрузка от установленных агрегатов. У данного автомобиля это единственный элемент, который не потребует замены на протяжении всего срока службы. Несущая основа включает следующие элементы: 5 соединяющих поперечин, отштампованных из стали, клепанные стыки и лонжероны рамы, сделанные в формате цельноштампованных балок со швеллерным сечением переменной высоты. На балки и лонжероны устанавливаются кронштейны для монтажа подвесок, узлов и других элементов. На первой балке присутствуют области для установки двигателя.

ЗИЛ 433360 имеет колесную формулу 4 на 2. Направление движения регулируется поворотом передних колес (привод сделан на задние колеса). В базовой комплектации модель имеет 7 колес дискового типа (2 передних колеса, 2 двойных задних колеса, 1 запасное колесо). Диски закреплены на фланцах полуосей при помощи 8 шпилек. На автомобиле используется передняя и задняя подвеска зависимого типа, что обусловлено применением жестких балок. Подвески присоединяются к рамным лонжеронам посредством полуэллиптических рессор, выполняющих направляющую функцию. Задние рессоры усилены дополнительными листами, передние оборудованы телескопическими гидравлическими амортизаторами.

Передача усилия от мотора выполняется при помощи сцепления, являющегося частью трансмиссии. ЗИЛ 433360 работает со стандартным сухим однодисковым фрикционным сцеплением. В качестве трансмиссии используется 5-ступенчатая механическая КПП (5 передач вперед, 1 передача назад). При сравнительно простой конструкции коробка передач гарантирует высокий КПД работы. Карданная передача представлена парой валов с последовательным соединением и промежуточной опорой крепления. Для соединения КПП, ведущего моста и валов используются шарнирные крестовины и скользящий шлиц. Завершает трансмиссию одноступенчатый гипоидный мост с основной передачей.

Для торможения и удержания автомобиля используется комбинированная тормозная система с главным трансмиссионным и барабанными колесными тормозами. Управление системой осуществляется посредством 3-контурной схемы, состоящей из:

  • рабочих тормозов с пневматическим управлением, 2 раздельными гидроконтурами и тормозными камерами независимого типа;
  • стояночного тормоза с пружинными энергоаккумуляторами и запасного тормоза.

Для модели ЗИЛ 433360 предусмотрена антиблокировочная система ABS для снижения риска заноса на скользкой дороге. В задней части присутствует возможность монтажа комбинированного клапана для управления тормозной системой прицепа.

В процессе работы двигателя в качестве источника энергии для электроприборов выступает генератор Г130. Штатно автомобиль комплектуется аккумулятором 6-СТ-78 (6-СТ-81) с емкостью 78 (81) Ач.

ЗИЛ 433360 оборудован цельнометаллической кабиной со сварной жесткой конструкцией и панорамным остеклением. Салон рассчитан на 3 человек, включая водителя. Конструкция кабины предполагает наличие наружных элементов (оперения) для защиты элементов и деталей машины. По бокам кабины расположены двери с опускающимся стеклом и поворотной форточкой. Водительское кресло оснащено рессорным механизмом и настройками наклона спинки и продольного положения. Сиденье для пассажиров 2-местное без регулировок. Органы управления установлены с целью обеспечения максимального удобства. Руль расположен почти перпендикулярно вертикали автомобиля, что снижает утомление, рычаг трансмиссии – справа спереди немного выше уровня кресла на удобной высоте.

Рулевой механизм оборудован гидравликой усиления, облегчающей поворот. В салоне присутствует система внутреннего освещения, печка для обогрева и система принудительного вентилирования. В сравнении с предыдущими моделями повышен уровень вибро- и шумоизоляции.

Цена нового и б/у

Производство ЗИЛ 433360 завершилось довольно давно, но б/у модели по-прежнему имеются в продаже. Автомобили 1995-1997 годов обойдутся в 130-250 тысяч рублей, 2002-2004 годов – в 310-420 тысяч рублей. Стоимость машин в отличном состоянии может достигать 650-700 тысяч рублей.

Аналоги

К аналогам ЗИЛ 433360 относятся модели ГАЗ 3308, бортовой ГАЗон NEXT и ЗИЛ 433362.

ЗИЛ Литература по ремонту и техническому обслуживанию

ЗИЛ 130, 431410 Руководство по ремонту

Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации, устройство автомобилей ЗИЛ 130, 130Г, 130В1, 130Б2, 130Д1, 431410, 431411, 431510, 441510, 495710, 495810, оборудованных бензиновыми 8-цилиндровыми двигателями. карбюраторного типа рабочим объемом 6,0 л. и 4-цилиндровыми дизельными двигателями рабочим объемом 4,75 л.

ЗИЛ 5301 Бычок Руководство по ремонту

ЗИЛ 5301 Бычок Руководство по ремонту и эксплуатации (цвет.)

Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию ЗИЛ 5301 Бычок и его модификации.

ЗИЛ 5301 Бычок Руководство по ремонту с каталогом запчастей

Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ЗИЛ 5301 Бычок. Книга содержит полный каталог деталей, запасных частей и сборочных единиц автомобиля.

Книга ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 Руководство по ремонту

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131.Ремонт узлов и агрегатов. Электрические схемы.

ЗИЛ 4331 Каталог деталей

Шасси и кузов автомобилей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433420

Шасси и кузов автомобилей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433420.

ЗИЛ 431410, ЗИЛ 130 Каталог запчастей

ЗИЛ 432930, 432932, 497442 Руководство по ремонту

Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей ЗИЛ 432930, 432932, 497442, оборудованных дизельными двигателями Д-245.9Е2 рабочим объемом 4,75 л.

ЗИЛ 433360 Каталог запчастей

Полный заводской каталог деталей, запасных частей и сборочных единиц автомобилей ЗИЛ 433360, 442160, 494560, 433110.

ЗИЛ 5301 Бычок Каталог запчастей

ЗИЛ-5301 Бычок Каталог деталей

Полный заводской каталог деталей, запчастей и сборочных единиц автомобилей ЗИЛ 5301 Бычок, автобусов трехсекционных ЗИЛ 32501 и четырехсекционных ЗИЛ 3250 с колесной формулой 4х2, оборудованных дизельными двигателями Минского моторного завода Д 245.12С или Д 245.9Е2.

ЗИЛ 433360 Руководство по ремонту

ЗИЛ 133, 4331 Пособие по ремонту

Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ЗИЛ 433100, 442100, 422300, 43102, 133, оборудованных дизельными двигателями рабочим объемом 8,7 и 9,6 л.

Дизельный двигатель ЗИЛ 645 Руководство по ремонту

Руководство по ремонту и эксплуатации дизельного двигателя ЗИЛ 645.

ЗИЛ 130, 431140 Каталог запчастей

Полный заводской каталог деталей, запасных частей и сборочных единиц автомобилей ЗИЛ 130, 130B1, 130E, 130Д1, 431410, 441510, 431910, 495810.

ЗИЛ 131 Каталог запчастей

Полный заводской каталог деталей и сборочных единиц автомобиля ЗИЛ 131 и его модификаций.

ЗИЛ 433100 Каталог деталей

Полный заводской каталог деталей, запасных частей и сборочных единиц автомобилей ЗИЛ 433100, 133Г40, 133Д42.

Электрооборудование ЗИЛ

Электрооборудование грузовых автомобилей ЗИЛ. Изложены процессы, поясняющие принцип действия систем, узлов и приборов электрооборудования автомобилей ЗИЛ моделей 431410 (ЗИЛ-130), 431510, 441410, 433360, 442160, 131 Н и их модификаций с карбюраторными двигателями и моделей 133ГЯ, 433100, 433420 и их модификаций с дизельными двигателями.

Двигатели грузовых автомобилей ЗИЛ

Двигатели грузовых автомобилей ЗИЛ. Изложены процессы, поясняющие принципы действия систем, узлов и приборов карбюраторных двигателей ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510, ЗИЛ-441410 и ЗИЛ-131Н, дизельного двигателя автомобиля ЗИЛ-433420 и двигателей, работающих на газообразном топливе на автомобилях ЗИЛ-431810, ЗИЛ-441610, ЗИЛ-ММЗ-45023, ЗИЛ-431610 и ЗИЛ-ММЗ-45054.

Руководство по обслуживанию автомобилей ЗИЛ

Руководство по техническому обслуживанию грузовых автомобилей ЗИЛ 131Н (131), 431410, 433360 с карбюраторными двигателями и 433100, 433420, 133ГЯ с дизельными двигателями

Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) — автомобильный концерн в России (Тюфелевая роща). Завод был основан в 1916 году русскими предпринимателями Степаном и Сергеем Рябушинскими, а также владельцем мануфактуры в Переяславе А. Кузнецовым. Они планировали выпускать 1,5-тонный грузовик ФИАТ-15 Ter, а также штабные легковые автомобили под именем Hotchkiss.
К началу Октябрьской революции завод был построен на 95%. В 1917 году на заводе было произведено 432 грузовых автомобилей, а в 1918 году — уже 779.
В 1927 году предприятие возглавил И. А. Лихачев. В октябре 1931 года на сборочном конвейере было собрано 27 грузовиков АМО-3. Начался выпуск машин скорой помощи и молочных цистерн.
В 1941 году завод был эвакуирован в некоторые восточные города России. Это стало предпосылкой для создания таких новых заводов, как Уральский автозавод и Челябинский кузнечно-прессовый завод.
Во время войны было произведено более 100 тысяч грузовых автомобилей ЗИС-5В, ЗИС-42 и ЗИС-42М.
С 1950 года предприятие наладило выпуск холодильников и велосипедов.
После смерти Лихачева в 1956 году завод получает его имя.
До 1989 года ЗиЛ производит около 200 тысяч грузовиков ежегодно.
В 1996 году объемы производства падают почти до 7 тысяч грузовиков в год.
На заводе были разработаны образцы, машин, которые стали основой для создания КамАЗов.
В 1992 году на предприятии был придуман 3-х тонный грузовик ЗИЛ-5301 или Бычок.
Предприятие тесно сотрудничает со многими европейскими автозаводами.

Инструкция по эксплуатации зил 4331

К началу 70-х гг. промышленности СССР потребовался новый, более мощный и в то же время экономичный грузовой транспорт. Машина должна была отвечать всем требованиям, предъявляемым международным сообществом к такому автомобилю. Благодаря своему удачному расположению в Москве и наличию уже накатанной схемы производства на основе модели 130 заказ получил завод им. Лихачева.

К 1977 г. был готов первый опытный образец, по внутризаводской документации — модель 169, который с незначительными модификациями выпускался в течение 30 лет. На его основе потребителю представили ЗИЛ-433360, 433100, пожарную версию 433104, различные длинно- и короткобазные бортовые варианты и даже седельные тягачи.

Устройство

В наследство от своего родителя (ЗИЛ-130) автомобиль получил бортовой кузов, задний привод и колесную формулу 4×2. По замыслу разработчиков эта модель должна была стать младшим братом для базового автомобиля серии. В соответствии с этими планами для разработки применили шасси с короткой базой и 5-ступенчатую механическую коробку передач. Кабину автомобиль получил полностью повторяющую базовую версию. По моде тех лет — она имеет строгую угловатость, резкие черты и соединенные в единый блок капот и передние крылья. Для доступа в подкапотное пространство он откидывается вперед.

Отличительной чертой модели стало то, что она появилась на конвейере в переломный момент, когда двигатель ЗИЛ-508.10, разработанный специально для нее, меняли на более новый 508300. Этот силовой агрегат отвечал экологическим нормам Евро-3.

В электросхеме ЗИЛа-433360 все потребители подключаются на общий провод, что дает возможность просто установить и настроить дополнительные устройства. В системе используется 12В. На стоянке питание подается от аккумулятора 6-СТ-78 (в последних версиях 81) на 78 Ач. Во время работы двигателя генератор Г130 выдает 350 Вт и 28 А для работы всех как штатно установленных, так и внешних потребителей.

Для стоянки, остановки, управления машиной на уклонах разработчики предусмотрели несколько систем тормозных контуров:

Главная система активируется нажатием соответствующей педали в кабине. Для каждого колеса предусмотрены отдельные тормозные камеры, контролируемые парой независимых гидравлических контуров.

Стояночная и запасная системы включаются поворотом рычага в кабине, прижимая тормозные колодки к осям. При движении срабатывает главный трансмиссионный контур, который автоматически снижает обороты двигателя, помогая грузовику плавно остановиться.

Технические характеристики

Интересно отметить, что хотя машина и планировалась младшим братом базовому 4331, грузоподъемность ее меньше не стала, а более новый мотор только увеличил число продаж облегченной версии. Ремонтники отмечали, что если поменять КПП на стандартную 9-скоростную, получается укороченный грузовик с более качественным мотором (отвечающим Евро-3) и лучшей маневренностью.

Описания технических характеристик этого автомобиля отмечали неприхотливость, доставшуюся от ЗИЛа 130 и современную электронную начинку от 4331. Благодаря этому 360-й несколько раз дорабатывался, а постоянный спрос на эту модель заставлял зиловцев возобновлять ее производство.

По специальным заказам грузовик доукомплектовывался дополнительной системой охлаждения кабины и чехлами утепления, микропроцессорной системой зажигания и предпусковым подогревом мотора. Под заказчика могла быть произведена замена карбюраторного двигателя на дизельный движок Д 245.9.

Расход топлива в 20 л/100 км и бак в 170 л позволяли проезжать на одной заправке от 450 до 600 км пути. Конечные цифры зависели от условий использования.

Руководство по ремонту

Занимаясь ремонтом и диагностикой этого автомобиля, специалисты часто забывают, что перед ними только одна из удачных модификаций модели 4331. Поэтому у ЗИЛа-433360 руководства по ремонту может и не существовать.

При необходимости надо использовать документы от более ранних моделей этой серии, так как многие решения у всех машин идентичны.

В системе карданной передачи участвует пара валов, между которыми находится промежуточная опора сцепления. Сцепление у автомобиля повторяет схему, ранее использованную в 130 модели — классическая корзина с выжимным подшипником, управляемая пневматическим приводом.

Читая инструкцию по эксплуатации и обслуживанию этого автомобиля, пользователь должен понимать, что все дополнительные возможности комплектации в ней не отображались. Чаще всего описан «чистый» 360-й. Поэтому схемы дополнительного оборудования придется искать самостоятельно.

С другой стороны, не стоит забывать, что машина является обновленной 130 версией и, несмотря на заверения конструкторов о новом автомобиле, многие детали здесь остались прежние. И если водитель уверенно чинил предыдущую версию, здесь он разберется тоже. Опыт не зависит от номера модели.

Цена и аналоги

Кроме собственных разработок и модификаций ЗИЛа, в основе которых лежит бортовой 4331 — прообраз для модели 433360, аналогов у этого автомобиля нет. Непрямым аналогом можно назвать модели КамАЗа с колесной формулой 4×2, но другая концепция кабины, компоновка узлов, а также то, что завод в Набережных Челнах ограниченно производит грузовики, для полноценной замены автомашин Зила они не подходят.

Благодаря востребованности потребителей АМО ЗИЛ пытался возродить автомобиль на дизеле американского производства, но переход на рыночные отношения убил этот проект. 433360 — одна из немногих моделей завода, которая выпускалась до момента его закрытия в 2016 г. По оценкам различных источников, стоимость автомобиля начинается от 300 тыс. рублей. Конечная цифра зависит от состояния и комплектации.

Код товара: 2165

Автомобили семейств ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-133 с дизельными двигателями ЗИЛ-645 выпускает Акционерное Московское общество Автомобильный завод им. И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

АВТОМОБИЛИ СЕМЕЙСТВА ЗИЛ-4331

В семейство автомобилей (колесная формула 4×2) входят следующие модификации: автомобиль с бортовой платформой, седельный тягач и автомобильные шасси под установку различного оборудования.

Автомобили изготовлены в исполнении У по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +40 до -45 °С, относительной влажно

сти воздуха до 80 % при 20 °С, запыленности воздуха до 0,4 г/м 3 , скорости ветра до 25 м/с и в районах, расположенных на высоте до 3500 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств, а также на преодоление перевалов до 4500 м.

Бортовой автомобиль предназначен для эксплуатации с прицепом ГКБ 8328 и 8350.

Автомобиль-тягач ЗИЛ-433100 предназначен для перевозок грузов в составе автопоезда по дорогам и бездорожью, если состояние грунта обеспечивает нормальную проходимость автопоезда.

Седельный тягач ЗИЛ-442100 применяют для буксирования полуприцепов с грузом по дорогах Полная масса автопоезда, включая полуприцеп, 23 275 кг.

Седельный тягач ЗИЛ-44230 с удлиненной кабиной и двум спальными местами предназначен дл буксирования полуприцепов с грузом по дорогам.

Автомобильное шасси ЗИЛ-43310 используют для комплектации платформой, специальными кузовам или специализированным оборудованием.

Автомобильное шасси ЗИЛ-43310 со сдвоенной кабиной предназначено для пожарных автомобилей.

АВТОМОБИЛИ СЕМЕЙСТВА ЗИЛ-133

В семейство автомобилей (колесная формула 6×4) входят следующие модификации автомобилей: бортовой автомобиль, автомобильные шасси, седельный тягач, самосвал.

Автомобили изготовлены в исполнении У по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +40 до -40 о С, относительной влажности воздуха до 80 % при 20 °С, запыленности воздуха до 0,4 г/м 3 , скорости ветра до 25 м/с и

в районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств.

Бортовой автомобиль ЭИЛ-133Г40 предназначен для перевозок грузов по дорогам и бездорожью, если состояние грунта обеспечивает нормальную проходимость автопоезда.

Седельный тягач ЗИЛ-13305А оборудованный удлиненной кабиной с двумя спальными местами, служит для буксирования полуприцепов с грузом по дорогам.

Автомобильное шасси ЗИЛ-133Г42 с базой 5300 мм предназначено для различных установок и спецкузовов.

Автомобильное шасси ЗИЛ-133Д42 с базой 3800 мм используют для дооборудования в автомобиль-самосвал и установки различного оборудования и спецкузовов.

Автомобиль-самосвал ЗИЛ-4514 с односторонней разгрузкой назад предназначен для перевозки сыпучих строительных и промышленных грузов.

Технические характеристики автомобилей приведены в табл. 2.

Товар с выбранными характеристиками временно отсутствует на складе. Выберите другие характеристики в выпадающем списке или свяжитесь с менеджером нашей компании для консультации.

  • Описание
  • Отзывы

Руководство по ремонту ЗИЛ 433100, 442100, 422300, 43102, 133, а также руководство по техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ЗИЛ 433100, 442100, 422300, 43102, 133, оборудованных дизельными двигателями рабочим объемом 8,7 и 9,6 л. В книге даются описание диагностирования, технического обслуживания и ремонта автомобиля на базе готовых запасных частей, перечни возможных неисправностей и рекомендации по их устранению, а также указания по разборке и сборке, регулировке и ремонту узлов автомобиля.
Отдельные разделы издания содержат инструкцию по эксплуатации, рекомендации по техническому обслуживанию, цветные электросхемы автомобиля.
Руководство предназначено для владельцев автомобилей, механиков, сотрудников СТО и автосервисов.

История ЗИЛ-130: всё об одном из самых массовых грузовиков СССР 16:31, 9 марта 2021 Версия для печати

Рассказываем о легенде советского, а в последствии и российского автопрома — среднетоннажном грузовике ЗИЛ 130 (позднее — 431410) с запоминающейся фирменной кабиной голубого цвета.

Автомобиль с грузоподъёмность 5-6 тон, сменивший ЗИЛ-164 в 1962-м году, также получил своё имя в честь московского Завода имени Лихачёва (сокращённо — ЗИЛ), где он разрабатывался и производился. Этот грузовик стал одной из самых массовых машин в истории «союзной» автомобильной промышленности и настоящим символом доперестроечной эпохи, за всю историю которого было выпущено почти 3,5 млн единиц.

ЗИЛ-130 получил большое распространение как в народном хозяйстве, так и в армейском обиходе, имел множество серийных и опытных модификаций, включая несколько седельных и бортовых тягачей (ЗИЛ-130В, ЗИЛ-130ВТ, ЗИЛ-130А), автокран (ЗИЛ-130-76), шасси для самосвалов строительного и сельхозназначения (ЗИЛ-130Д, ЗИЛ-130Б), автобусов, пожарные машины и даже спортивный грузовик.

С 1986 года ЗИЛ-130 получил обновленный индекс и стал ЗИЛом-431410, но это было по документам, а в народе он так и остался «ЗИЛом 130».

Ключевые моменты истории Зил-130

Работы по созданию нового грузового автомобиля стартовали в 1953 году, их возглавил глав. конструктор грузовиков Анатолий Маврикиевич Кригер и ведущий конструктор Георгий Александрович Феста, а уже к декабрю 1956-го появился первый опытный образец.

За внешний вид автомобиля отвечала ведущий художник «лихачёвского завода» по фамилии Киселёва, а дорабатывал его выпускник «Строгановки» Эрик Владимирович Сабо, впоследствии прославившийся на весь мир, получив Гран-при 1967 года в Ницце за микроавтобус «Юность».

Название ЗИЛ 130 появилось не сразу, изначально проект именовался ЗИС-125 и ЗИС-150М.

В 1959 году грузовик был представлен на знаменитой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (она же ВДНХ). В феврале 1961-го для него окончательно утвердили проектное задание, а в сентябре 1962-го первые 5 единиц ЗИЛ-130 отправили в опытную эксплуатацию на Ярославский шинный завод (сейчас входит в состав холдинга «Кордиант»). Уже спустя год машины пошли с конвейера.

Массовое же серийное производство ЗИЛа-130 началось после генеральной реконструкции Завода Лихачёва, 1 октября 1964 года.

В 1973 году грузовик был отмечен Знаком качества Советского Союза.

За первые 10 лет массового производства был выпущен 1 000 000 единиц ЗИЛ-130, а за следующие 8 лет, то есть к 1982 году — ещё один миллион.

В 1986 году ЗИЛу-130 вместе с его модификациями дали новое числовое обозначение — 431410, которое фигурировало, в большей степени, в документах. Тогда же у этой модели появился многоконтурный привод тормозов (МТП) по примеру автомобилей КАМАЗ, и это на тот момент стало единственной инновацией.

Параллельно ЗИЛ 130 выпускали и на других автозаводах СССР, но в меньших масштабах – например, на Читинском автосборочном заводе. Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) выпускал грузовики КАЗ-608, КАЗ-608В на узлах ЗИЛ-130, а Чкаловский автобусный завод поставил автобусы «Таджикистан-5» (Таджикистан-3205) на его шасси.

В декабре 1994 года Завод имени Лихачёва прекратил производство легендарного грузовика, выпустив к этому времени 3 366 503 единиц, но и на этом история ЗИЛ-130 не закончилась.

Последние его модификации изготавливались с 1995-го до 2014 года на УАМЗе (Уральский автомоторный завод), который некогда был филиалом ЗИЛа и специализировался на армейских грузовых автомобилях. Здесь ЗИЛ-431410 обозначили новыми индексами: УАМЗ-43140 и АМУР-43140. Для этих модификаций стали использовать разные двигатели, в том числе и дизельные, начали устанавливать кабины и оперение (прим. — так у грузовиков называют облицовку радиатора, капот, боковины капота, крылья, брызговики, подножки) от ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433360.

Технические особенности ЗИЛ-130 (431410)

Грузовик работал на 4-тактном карбюраторном V-образном верхнеклапанном двигателе с 8-ю цилиндрами мощностью 150 «лошадей», схожего с точки зрения конструкции с двигателем представительской модели ЗИЛ-111, рассчитанного на главную марку бензина той эпохи — А-76.

Автомобиль оснащался синхронизированной коробкой передач с 5-ю ступенями и гидравлическим усилителем руля, а некоторые ЗИЛы-130 комплектовались предпусковым подогревом двигателя.

В кабине было 3 места, работал пневматический стеклоочиститель и ножной омыватель ветрового стекла. В дальнейшем появились транзисторное зажигание, генератор переменного тока и ещё ряд новшеств. Менялись щиток приборов и шарниры карданной передачи — на аналог другой конструкции.

Внешний вид кабины также претерпевал незначительные изменения. У первых кабин «130-го ЗИЛа» было два вентиляционных люка на крыше и воздуховодный лючок в левой части — выше уровня педали сцепления, однако к 70-м годам все они были поэтапно убраны.

Кабина от ЗИЛ-130 с 1967-го года устанавливалась на гусеничный вездеход «Витязь» (В-1), создаваемый в рамках сотрудничества спец. КБ «Газстроиймашина» и Конструкторского бюро Завода Лихачёва.

До начала 70-х высота бортов у бортовых автомобилей ЗИЛ-130 равнялась 685 мм, а затем её уменьшили до 575 мм.

Тайна голубой кабины

Голубой цвет кабины ЗИЛа-130, ставший его визитной карточкой, вспомнят все, кто когда-либо видел этот грузовик, даже если они совсем не разбираются в моделях автомобилей.

Согласно первой версии происхождения этого феномена, на предприятиях СССР в изобилии были краски только нескольких цветов, в том числе — голубого, и даже знаменитый тёмно-зеленый оттенок краски для военной техники получали путём смешивания жёлтой и голубой красок.

По другой версии, автодизайнер Эрик Сабо руководствовался тем, что на территории СССР, где летом много зелёного, осенью — жёлтого, а зимой — белого, голубой цвет кабины всегда будет выделяться.

Не исключено, что голубой цвет был выбран исходя из совокупности этих двух факторов.

ZIL-Barreiros

Переоборудование и создание специализированных автомашин на базе ЗИЛ-130 происходило не только на территории СССР, но и в дружеских социалистических странах, куда он экспортировался.

Уникальный случай произошёл с ЗИЛ-130 на Кубе. В 1980 году кубинское государственное предприятие Martires de Giron развернуло кампанию по перемоторизации этого грузовика, заменив «родной» двигатель на свой дизель. Это стало следствием решения правительства Кубы перейти на бережное потребление ресурсов, заменив в автомобилях бензиновые двигатели дизелями. Причём в создании кубинского «дизельного ЗИЛ-130» участвовал испанский производитель дизельных двигателей — компания Barreiros Diesel S.A. Поэтому данная модификация получила весьма экзотическое для нашего слуха название ZIL-Barreiros.

Профессия: водитель ЗИЛ-130

На водителя ЗИЛ-130 можно было обучиться в ДОСААФ, потому как в СССР хорошо осознавали перспективность такой специальности. Например, известно, что основатель воронежской рок-группы «Сектор газа» Юрий Клинских пошёл в ДОСААФ от военкомата учиться на водителя ЗИЛ-130, чтобы как можно проще получить водительские права. Эта специальность помогла будущей рок-звезде и в армии, где он служил водителем-механиком танка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector