Как хранить литий ионные аккумуляторы

Как хранить литий ионные аккумуляторы, чтобы они служили дольше

Литий-ионные батареи широко распространены сегодня. Они применяются в мобильных телефонах (самая обширная ниша), в ноутбуках, рациях, в различных других электронных приборах и даже в автомобилях. Эти АКБ имеют множество достоинств, но в то же время чувствительны к определенным факторам и требуют правильного хранения. Рассмотрим, как правильно хранить литий-ионные аккумуляторы.

Виды литий-ионных аккумуляторов

Литиевые батареи делятся на литий-ионные и литий-полимерные. Разница состоит в том, что в первых электролит жидкий, а во вторых – твердый. За счет этого полимерные АКБ считаются чуть менее взрывоопасными и, соответственно, более безопасными. Хотя при правильной эксплуатации вероятность взрыва любого литий-ионного аккумулятора низкая.

Также полимерные батареи для телефонов можно сделать более тонкими, чем ионные. Поэтому они популярны в супертонких моделях.

Также батареи бывают разными по форме и емкости. Это зависит от прибора, для которого они предназначены.

Распространенные формы АКБ: пальчиковые – ААА, АА, 18650.

Используются в часах, детских игрушках, фотоаппаратах и другой технике. Батарея 18650 отличается от остального размера, а также емкостью и напряжением – 3,7 В против 1,5 В у АА. Они не подходят для стандартных электроприборов, их применяют там, где требуется большая емкость – например, в электровелосипедах или в Power Bank.

Прямоугольные – например, в мобильных телефонах.

Крупные в форме электронной коробки – называются твердотельными АКБ и применяются в электромобилях.

Наиболее часто в быту используются обычные небольшие пальчиковые батареи и прямоугольные – для сотовых телефонов. Но некоторые, более крупные, АКБ тоже применимы в быту – например, они стоят в электровелосипедах и автомобилях.

Правила хранения литий-ионных аккумуляторов

Правила хранения АКБ на основе лития основаны на слабостях данного типа аккумуляторов.

Слабости Li-Ion батареи:

  • боится полного заряда;
  • боится полного разряда;
  • боится низких температур;
  • боится высоких температур и перегрева;
  • боится высокой влажности;
  • имеет ограниченный ресурс – определенное число циклов зарядки;
  • взрывоопасна при повреждении герметичности;
  • емкость теряется даже во время хранения, а не только при активном использовании.

Хранение должно быть направлено на то, чтобы к моменту возобновления использования аккумулятора он сохранил все свои рабочие свойства и был исправен.

Как хранить литиевые аккумуляторы

Выбирайте правильный температурный режим. Лучше всего – от 0 до +20 градусов по Цельсию. Допустима температура до +35. Здесь суть в том, что чем ниже температура – тем лучше батарее, но только если температура не отрицательная. Поэтому многие хранят их в холодильнике. Это допустимо, если аккумулятор герметично упакован в пакет и в него не поступает влага. Если вы не уверены в герметичности упаковки, хранение литий-ионных аккумуляторов лучше осуществлять в другом месте.

Не держите аккумулятор разряженным до нуля или заряженным до 100 процентов. Оптимально отправить его на хранение с зарядом 40–50 процентов.

Раз в два-три месяца батарею нужно подзаряжать до показателя в 40–50 процентов. Также раз в полгода можно разрядить ее полностью, затем зарядить до 100 процентов. А перед отправкой на хранение вновь разрядить до 40–60 процентов.

Если этого не делать, со временем он саморазрядится. А АКБ с зарядом 2 В не восстанавливается, ее остается только выбросить.

Произойти это может уже за 2,5–3 месяца. Не пытайтесь зарядить его в этом случае – это очень опасно; скорее всего, произойдет взрыв. Так что в этом случае пожалейте здоровье и жизнь, а не батарею. Приобретите новую и далее соблюдайте правила хранения.
Место хранения должно быть сухое и прохладное, там не должно быть вибрации и прямых солнечных лучей.

Не стоит заворачивать прибор во что-либо, исключение – когда держите в холодильнике в герметичном пакете, так как это бережет от влаги. В остальных случаях, наоборот, необходима свободная циркуляция сухого воздуха. Любая ткань может впитывать влагу и затем ее задерживать. А этого нужно избежать.

До АКБ не должны добраться дети для их же безопасности.

Батарею не стоит держать в приборе, который длительно не планируется использовать, лучше достать и положить в подходящее место.
Рядом с батареей не должно быть тяжелых предметов и всего, что способно упасть и повредить ее. Не должно быть жидкостей, особенно химических.

Не стоит хранить на большой высоте, откуда она может упасть.

Эти правила помогут вам сохранить АКБ и использовать ее с пользой в любом предмете техники до момента, когда закончится отведенный производителем ресурс, а не до того, как она случайно разрядится полностью во время хранения.

Как правильно хранить Li-ion аккумулятор

Основные сложности

Производители сегодня используют практически в любых электрических устройствах накопители одного типа – это элементы типоразмера 18650. Разница между электромобилем и ноутбуком здесь будет только в количестве элементов. Упомянутые батареи далеки от совершенства и требуют соблюдения определенных требований при эксплуатации. Их стоимость и уязвимость перед безграмотным хранением являются основными причинами, зарождающими сомнения в приобретении экотранспорта. Среди основных проблем хранения выделяются:

  • хранение литий ионных аккумуляторов на морозе приводит к полной разрядке и уменьшению ресурса,
  • требуют постоянного контроля над остаточным уровнем заряда,
  • длительное хранение литий ионных аккумуляторов несет массу неудобств и не гарантирует сохранения ресурса.

Чтобы ответить на вопрос «Как хранить литиево-ионные батареи?», нужно понимать, больше всего они боятся длительного хранения при глубоком разряде. Именно это способно окончательно прикончить батарею. Можно сказать, что если после эксплуатации устройства забыли поставить пустой аккумулятор на зарядку и вспомнили о нем через месяц-другой, то будьте готовы покупать новый накопитель.

Вся сложность эксплуатации устройств на таких батареях, вызвана отсутствием защиты от полного разряда (или недостаточно эффективной работой этой защиты). Ниже разберемся, как сохранить литий ионный аккумулятор 18650, который используется в электрическом транспорте. Но, в любом случае, совет и правило №1: если уровень заряда упал ниже 30-40% после работы устройства, немедленно ставьте АКБ заряжать.

Li ion аккумуляторы: температура хранения и зарядки

Если о том, что отрицательный градус хранения АКБ отрицательно влияет на время службы, знают все, то немногим известно, что при минусовых температурах губительна даже сама зарядка – аккумулятор просто теряет емкость. Еще одно «температурное» требование говорит, что нельзя хранить Li-ion-батарею при температурах выше 30 градусов. Это также кратно снижает емкость.

При зарядке устройства тоже есть своя опасность – перезаряд АКБ. Этого тоже нужно избегать, чтобы продлить срок службы устройства. Не менее важно использовать только сертифицированное, идущее в комплекте с батареей, зарядное устройство, которое соответствует по техническим характеристикам. И нужно помнить, что нередки случаи взрыва батарей, поэтому нельзя оставлять процесс без внимания.

Срок и условия хранения литиевых аккумуляторов

Если батарее все-таки предстоит долговременное хранение, то нужно учесть ряд требований, которые сохранят работоспособность после возобновления эксплуатации:

  • Хранить нужно при приблизительно 40% заряда (дополнительно это гарантирует, что элементы не взорвутся),
  • Лучшая температура хранения: плюс 5-8 градусов Цельсия. Влажность не играет роли, но производители рекомендуют уровень в 50%, поэтому лучше защитить от влаги, убрав в пластиковый пакет,
  • Проверять и подзаряжать АКБ следует каждые 5-6 месяцев. До все тех же 40%,
  • Если есть необходимость снизить уровень заряда, то разряжать стоит любой транспорт под нагрузкой (без нее можно перегреть двигатель),
  • Худшим решением будет хранить литий-ионные батареи в автомобиле, где регулярно меняется температура – последующее падение емкости гарантировано,
  • При хранении АКБ в загородном доме защитите ее от грызунов, которые способны «наделать дел». Лучше убрать батареи в деревянный ящик.

Перечисленные рекомендации также подойдут, если нужно понять, как лучше хранить литиевые аккумуляторы зимой. Основная проблема обеспечения условий идеального хранения заключается в обеспечении того самого заряда в 30-40%, а именно в наличии под рукой средств для его измерения. Многочисленные форумы любителей экотранспорта советуют при покупке сразу обращать внимание на тип зарядного устройства – нужна умная зарядка с индикацией.

Заключение

Литий-ионные аккумуляторы электротранспорта –дорогостоящая и наиболее капризная часть транспорта. Батареи требуют повышенного внимания при регулярном использовании и соблюдения целого ряда мер при длительном хранении. На первый план выходят температура окружающей сред и уровень заряда. Несмотря на то, что Li-ion-батареи деградируют с первого дня своей жизни, соблюдение перечисленных в статье рекомендаций поможет им сохранить работоспособность не один год.

Как хранить литий ионные аккумуляторы

Литиевые аккумуляторы — правила эксплуатации
Аккумуляторы – Ремонт/Эксплуатация/Самоделки

Обсуждаем, делимся информацией о правильной эксплуатации аккумуляторов

  • Правила эксплуатации литиевых аккумуляторов
  • Литиевые аккумуляторы — правила эксплуатации (Пост slimest #638685)
  • Литиевые аккумуляторы — правила эксплуатации (Пост gabby #641519)
  • Литиевые аккумуляторы — правила эксплуатации (Пост GudVladSPB #2704333)
  • Литиевые аккумуляторы — правила эксплуатации (Пост GudVladSPB #2730352)

Сообщение отредактировал stp101 — 03.10.19, 13:17

Владельцы различных устройств иногда испытывают определенные трудности при поиске информации о правильной эксплуатации аккумуляторов. Этому вопросу и посвящен данный краткий FAQ.
Все современные телефоны, смартфоны и КПК снабжены аккумуляторами на литиевой основе — литий-ионными или литий-полимерными, поэтому в дальнейшем речь будет идти именно о них. Эти аккумуляторы имеют замечательную емкость и сроки службы, но требуют очень жесткого следования определенным правилам эксплуатации. Эти правила можно разделить на две группы :
1. Не зависящие от пользователя
2. Зависящие от пользователя.

В первую группу входят основополагающие правила заряда и разряда аккумуляторов, которые контролируются встроенным в аккумулятор устройством (контроллером), а также иногда дополнительным контроллером, располагающимся вне аккумулятора, в самом КПК. Эти правила просты:
1- Аккумулятор всю свою жизнь должен находиться в состоянии, при котором его напряжение не превышает 4.2 вольта и не опускается ниже 2.7 вольта. Эти напряжения являются показателями соответственно максимального (100%) и минимального (0%) заряда.
2- Количество энергии, отдаваемой аккумулятором при изменении его заряда от 100% до 0% — это его емкость. Некоторые производители ограничивают максимальное напряжение 4.1 вольтами, при этом аккумулятор живет подольше, но его емкость снижается примерно на 10%. Также иногда нижний порог повышается до 3.0 вольт с такими же последствиями.
2- Наибольшая долговечность аккумулятора достигается при примерно 45-процентном заряде, а при увеличении или уменьшении степени заряда срок жизни аккумулятора уменьшается. Именно поэтому грамотные производители поставляют в продажу аккумуляторы, заряженные примерно наполовину. Если заряд находится в пределах, которые обеспечивает контроллер аккумулятора (см. выше), изменение долговечности не очень значительно, но все же.
3- Если в силу обстоятельств напряжение на аккумуляторе выходит за пределы, указанные выше, даже на непродолжительное время, срок его жизни драматически уменьшается. Такие состояния называются перезаряд и переразряд и являются очень опасными для аккумулятора.
4- Контроллеры аккумуляторов, предназначенных для разных устройств, если они (контроллеры) изготовлены с надлежащим качеством, никогда не позволяют напряжению на аккумуляторе во время заряда стать больше 4.2 вольта, но, в зависимости от предназначения батареи,могут по-разному ограничивать минимальное напряжение при разряде. Так, в аккумуляторе, предназначенном для, скажем, шуруповерта или моторчика модели автомобиля, минимальное напряжение скорее всего будет действительно минимально допустимым, а для КПК или смартфона — повыше, ибо минимального напряжения 2.7 вольта может просто не хватить для работы электроники девайса. Именно поэтому в сложных устройствах типа телефонов, КПК и т.п. работу встроенного в сам аккумулятор контроллера дополняет контроллер в самом устройстве.

Во вторую группу входят правила эксплуатации, на которые мы с вами можем влиять, тем самым значительно увеличивая или уменьшая срок жизни аккумулятора. Эти правила следующие:
1- нужно стараться не доводить аккумулятор до минимального заряда и тем более до состояния, когда машинка сама выключается, ну а если так случилось — зарядить аккумулятор как можно скорее.
2- не нужно бояться частых подзарядок, в том числе и частичных, когда полный заряд не достигается. Аккумулятору это не вредит. Я при этом руководствуюсь здравым смыслом: если при обычном использовании КПК я всегда ставлю его на зарядку перед сном, то в случае очень интенсивного использования (постоянно включенный WiFi, прослушивание музыки и т.д.), когда заряд приближается к минимальному, не гнушаюсь прямо на работе подсоединить КПК к любому доступному USB. При отсутствии нормального зарядника и использовании вместо него USB особенного важно не дожидаться полного разряда, ибо в таком случае тока от USB-порта может быть недостаточно, чтобы начать процесс зарядки.
3- вопреки сложившемуся у многих пользователей мнению перезаряд вредит литиевым аккумуляторам не меньше, а даже больше, чем глубокий разряд. Контроллер конечно контролирует максимальный уровень заряда, но есть одна тонкость. Хорошо известно, что емкость аккумуляторов зависит от температуры. Так, если например мы зарядили аккумулятор при комнатной температуре и получили заряд 100%, то при выходе на мороз и остывании машинки, степень заряженности аккумулятора может снизиться до 80% и ниже. Но может быть и обратная ситуация. Аккумулятор, заряженный при комнатной температуре до 100%, будучи немножко нагрет, станет заряженным, скажем, до 105%, а это для него очень и очень неблагоприятно. Такие ситуации встречаются при эксплуатации машинки, длительное время находящейся в кредле. Во время работы температура девайса и вместе с ним аккумулятора повышается, а ведь заряд уже полный.
В связи с этим правило гласит: если Вам необходимо работать в кредле, сначала отсоедините машинку от зарядки, поработайте на ней, а когда она выйдет на «боевой» режим — подключайте зарядку.
Кстати это правило также касается владельцев ноутбуков и прочих гаджетов.
Добавлено: в современных ноутбуках контроллеры зарядки работают грамотно: они следят за температурой и режимом работы компьютера, при этом нет необходимости совершать некие действия при работе от розетки.
4- Идеальные условия для длительного хранения аккумулятора — это нахождение вне девайса с зарядом примерно 50%. Исправный аккумулятор при этом не требует заботы о себе месяцами (порядка полугода).

И напоследок еще немного информации.
— Вопреки сложившемуся мнению литиевые аккумуляторы, в отличие от никелевых, почти не обладают «эффектом памяти», поэтому так называемая «тренировка» нового литиевого аккумулятора практически не имеет смысла. Для собственного успокоения достаточно один-два раза полностью зарядить-разрядить новый аккумулятор, в основном для калибровки дополнительного контроллера.
— Владельцы устройств знают, что можно заряжать батарею как от зарядного устройства, так и от USB. При этом зачастую вызывает недоумение невозможность зарядки от USB. Дело в том, что по «закону» USB-контроллер должен отдавать периферийным устройствам, подключенным к нему, ток около 500 ма. Однако бывают ситуации, когда либо сам контроллер не может обеспечить такой ток, либо устройство подключают к USB контроллеру, на котором уже висит какая-то периферия, потребляющая часть мощности. Вот и не хватает тока для зарядки, особенно если аккумулятор разряжен слишком сильно.
— Литий-содержащие аккумуляторы не любят замораживание. Всегда старайтесь избегать пользования машинкой на сильном морозе — увлечетесь — аккумулятор придется менять. Ну конечно если Вы достали машинку из теплого внутреннего кармана куртки и сделали пару заметок или звонков, а потом положили зверька обратно — проблем не будет.
— Практика показывает, что литиевые батареи (не только аккумуляторы) снижают свою емкость при уменьшении атмосферного давления ( в высокогорье, в самолете). Вреда батареям это не приносит, просто нужно учитывать данный факт.
— Бывает, что после приобретения аккумулятора повышенной емкости (скажем 2200 ма-ч вместо штатного 1100 ма-ч) машинка через пару дней пользования новым аккумулятором начинает странно себя вести: виснет, отключается, зарядка аккумулятора вроде происходит, но как-то странно и т.п. Не исключено, что ваше зарядное устройство, которое с успехом работает на «родном» аккумуляторе, просто не в состоянии обеспечить достаточный ток зарядки аккумулятора большой емкости. Выход — приобретение зарядного устройства с бОльшим отдаваемым током (скажем 2 ампера вместо прежнего 1 ампера).

Тем, кто владеет английским языком, могу рекомендовать великолепный «ликбез» по аккумуляторам, включая принципы работы контроллеров и т.п. — http://www.batteryuniversity.com/index.htm

Сообщение отредактировал slimest — 18.09.15, 17:09

Немного добавлю отсябя о явлении саморазряда
Явление саморазряда характерно в большей или меньшей степени для всех типов аккумуляторов и заключается в потере ими своей емкости после того, как они были полностью заряжены. Для количественной оценки саморазряда удобно использовать величину потерянной ими за определенное время емкости, выраженную в процентах от значения, полученного сразу после заряда. За промежуток времени, как правило, принимается интервал времени, равный одним суткам и одному месяцу. Так, например, для исправных NiCD аккумуляторов считается допустимым саморазряд до 10% в течение первых 24 часов после окончании заряда, для NiMH – немного больше, а для Li-ION пренебрежимо мал и оценивается за месяц. Следует отметить, что саморазряд аккумуляторов максимален именно в первые 24 часа после заряда, а затем значительно уменьшается.

NiCD аккумуляторы за месяц могут потерять до 20% емкости, NiMH – до 30%. Li-ION аккумулятор разряжается на 3–5% в течение первых 30 дней, затем величина тока саморазряда падает до 1–3% в месяц. Дополнительно к этому, электронная схема защиты, встроенная в Li-ION аккумулятор, может потреблять до 3% в месяц.

Хороший кислотный аккумулятор разряжается в среднем на 5% в месяц или 50% за год. Глубокий его разряд и последующий заряд увеличивают ток саморазряда.

Саморазряд аккумуляторов в основном обусловлен выделением кислорода на положительном электроде. Этот процесс еще больше усиливается при повышенной температуре. Так, при повышении окружающей температуры на 10 градусов по отношению с комнатной возможно увеличение саморазряда в два раза. В некоторой степени саморазряд зависит от качества использованных материалов, технологического процесса изготовления, типа и конструкции аккумулятора. Потери емкости могут быть вызваны повреждением сепаратора, когда образования слипшихся кристаллов пробивают его. Сепаратором принято называть тонкую пластину, разделяющую положительный и отрицательный электроды. Это обычно происходит из–за неправильного обслуживания аккумулятора, его отсутствия или применения несоответствующих или некачественных зарядных устройств. У изношенного аккумулятора пластинки электродов разбухают, слипаясь друг с другом, что приводит к повышению тока саморазряда, при этом поврежденный сепаратор невозможно восстановить проведением циклов заряда/разряда.

Оценка степени саморазряда может быть произведена с помощью анализатора аккумуляторов по следующему алгоритму:
аккумулятор полностью заряжается и измеряется ее емкость;
аккумулятор заново заряжается и «отдыхает» в течение 24 часов, после чего вновь измеряется его емкость.

Правильное хранение Литий Ионного аккумулятора

Хранение литиевого аккумулятора является очень непростым мероприятием. В отличие от других источников питания они не переносят бездействия в течение длительного времени при стопроцентной зарядке или при полном расходе электроэнергии. Существуют и другие особенности длительного хранения таких изделий, о которых будет подробно рассказано в этой статье.

Как определить литий-ионный аккумулятор

Если на поверхности аккумулятора сохранилась оригинальная маркировка, то определить принадлежность источника тока к литий-ионной технологии не составит труда. В этом случае, будет присутствовать обозначение Li Ion, которое наносится на одну из сторон химического источника элетроэнергии.

Если в процессе эксплуатации все надписи стёрлись, то определить литий ионный аккумулятор можно по устройству, куда была установлена батарея. Достаточно найти инструкцию к гаджету и подробно её изучить, чтобы точно выяснить на каком источнике тока он работает.

Разновидности и типоразмеры

Аккумуляторы, изготовленные по литиевой технологии, представлены практически во всех типоразмерах перезаряжаемых источников питания. Наиболее часто для обеспечения током различные портативные устройства, используются следующие разновидности:

  • Тип С.
  • Тип D.
  • АА.
  • ААА.
  • Крона.
  • 18650.

Для работы различных электроинструментов, например, шуруповёрта, дорогих фотоаппаратов и мобильных телефонов применяются оригинальные элементы питания, которые подходят только для данной модели электротехники.

Какой у них срок хранения

Если литий-ионный аккумулятор будет храниться правильно, то без серьёзного снижения основных электрических параметров такое изделие может храниться до 5 лет. Это максимальный срок и его выдерживают только качественные батареи, которые находились в условиях максимально приближенных к идеальным.

Если батарея низкого качества либо для поддержания работоспособности её постоянно подзаряжают в течение всего срока хранения, то АКБ значительно потеряет ёмкость.

Низкое напряжение на контактах аккумулятора, также приведёт к быстрому выходу элемента из строя. По этим причинам перед помещением литий-ионного изделия на хранение, рекомендуется ознакомиться с основными правилами консервации таких элементов питания.

Правила хранения

Если принято решение сохранять литий-ионный аккумулятор длительное время, то важно тщательно изучить правила длительного размещения таких изделий без подключения к потребителям электроэнергии.

Подготовка аккумулятора к хранению

Важнейшей характеристикой при хранении литий-ионных аккумуляторов является степень заряженности батареи. Как правило, такие изделия в полностью заряженном состоянии способны генерировать на контактах напряжение равное 4,2 В.

Полностью разряженной АКБ считается при уровне заряда в 2,8 В. Несложно подсчитать, что средний уровень этого показателя будет равняться 3,5 Вольт. Это оптимальное значение показателя заряженности.

Если производитель рекомендует длительное хранение при большем уровне заряда, например, 70%, то в этом случае на стадии подготовки АКБ следует зарядить её примерно до 3,8 Вольта.

Если используются другие модели литий-ионных аккумуляторов с другими значениями напряжения полного заряда и разряда, то необходимые показатели этого параметра вычисляются аналогичным образом.

Несмотря на качественно изготовленный корпус литий-ионная батарея может подвергаться окислению (особенно контакты), поэтому перед длительным хранением рекомендуется поместить её в полиэтиленовый пакет. Для предотвращения негативного воздействия ультрафиолетовых лучей необходимо использовать непрозрачный пластик.

Чтобы не пропустить крайний срок можно в пакет для хранения АКБ поместить записку с указанием даты начала хранения. Таким образом, можно будет вовремя расконсервировать изделие и использовать по назначению.

Требования к условиям хранения и помещению

Срок хранения литий ионных батарей может быть значительно уменьшен, если размещаться такие изделия будут в неподходящих условиях. Прежде всего, следует отметить негативное воздействие на элементы питания высоких температур.

Хранение литий-ионных батарей при температуре +40 градусов Цельсия может существенно сократиться срок службы, а при +60 наблюдаются внутри элемента образовываются необратимые деградационные процессы.

По этой причине, при помещении литий ионных аккумуляторов на длительное хранение, запрещается их размещение вблизи отопительных приборов. Наличие прямого ультрафиолетового излучения также приводит к чрезмерному нагреву поверхности источника питания, поэтому оставлять изделия на длительный срок следует вдали от солнечного света.

Мороз литий-ионные аккумуляторы также переносят плохо. Входящие в состав электролита вещества начинают замерзать даже при небольшой отрицательной температуре, что негативно отражается на ёмкости изделия.

Конечно, этот процесс обратим, но только при условии, что в таких условиях не будут подключаться потребители электроэнергии. Значительные колебания от отрицательной температуры к положительным значениям, также негативно влияет на состояние батареи.

Чрезмерная влажность воздуха также не должна наблюдаться в помещении, где размещаются литий-ионные батареи для длительного хранения. Коррозия контактов является одним из самых серьёзных воздействий таких условий размещения аккумуляторов.

Бокс для батареек и аккумуляторов с тестом уровня заряда

Что запрещено допускать при хранении

Вне зависимости от того старый аккумулятор отправляется на длительное хранение или новый, его необходимо обязательно зарядить до требуемого уровня. Восстанавливать заряд до 100% ёмкости также не рекомендуется. Оптимальным значением этого параметра можно назвать 60 – 70%, минимальным – 40-50%.

Если хранение осуществляется зимой, то категорически запрещается сразу использовать изделие после периода хранения. Необходимо оставить аккумулятор при комнатной температуре в течение не менее 12 часов.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

Как хранить литий-ионные аккумуляторы

Литий-ионные аккумуляторы служат в качестве источника энергии в электроинструментах, ноутбуках, фото- и видеокамерах, сотовых телефонах, электротранспорте (самокатах, велосипедах, скутерах, машинах). Между собой потребители отличаются только количеством элементов.

Чтобы аккумуляторные батареи работали как можно дольше и эффективно, не допуская потерь емкости, необходимо обеспечивать им правильное хранение.

Что и какие факторы влияют на срок хранения

В отличие от других видов аккумуляторов, например, свинцовых, у литиевых накопителей характеристики начинают ухудшаться сразу после их изготовления.

Основные факторы, влияющие на продолжительность работы аккумуляторов:

  1. Температура хранения.
  2. Уровень заряда.

Производительность аккумуляторов измеряется их емкостью. В нижеприведенную таблицу сведены данные о восстанавливаемой емкости литиевых батарей при их хранении в течение 12 месяцев в зависимости от температуры и уровня заряда.

Нельзя допускать нагрев аккумулятора выше 60 °C, т.к. начнется необратимая химическая реакция, в результате которой может произойти воспламенение или даже взрыв устройства.

Уровень заряда батареи зависит от напряжения, который измеряют с помощью тестера или мультиметра:

  • напряжение 4,2В соответствует 50%-му заряду.
  • напряжение 2,5В сигналит о полном разрежении.
  • напряжение 3,4В указывает на 40%-ный заряд.

Если напряжение упадет ниже критичного значения 2,0 В, такой элемент становится не пригодным к дальнейшему использованию.

Измерять напряжение Li-Ion батареи рекомендуется через 1,5 часа после ее зарядки или разрядки.

Как хранить

Чтобы сохранить работоспособность литиевых аккумуляторов при длительном хранении, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Извлечь накопитель из оборудования, поместить в сухое, прохладное место, защищенное от солнечных лучей и недоступное для детей и животных. Не допускать падения и ударов.
  • Рекомендованная температура хранения: от +1 °С до +20 °С. допустимая до +40 °C на небольшой период времени.
  • Относительная влажность должна быть не выше 50%, чтобы исключить коррозию корпуса.
  • Можно хранить в холодильнике, но не в морозилке, предварительно обернув непромокаемым материалом, не допускающим образования конденсата, например, полиэтиленовый пакет. Нельзя допускать их замораживания.
  • Для оптимального хранения аккумуляторов необходимо их разрядить до 40% степени заряда.
  • При длительном хранении (три месяца и дольше) требуется постоянный контроль за остаточным уровнем заряда.

Не следует хранить Li-Ion аккумуляторы в автомобиле, так как в солнечные дни температура в нем может сильно повыситься.

Как определить, что литий-ионный аккумулятор испорчен и что делать в таком случае

Существуют симптомы, свидетельствующие о полном износе АКБ:

  • Корпус оказался заметно вздутым.
  • На контактах появились признаки коррозии.
  • Заряд во время работы устройства резко падает на большие значения.
  • Аккумулятор разрядился до нуля и больше не заряжается.

Проблемы появляются сразу после полного разряда: аккумулятор больше не заряжается, восстановление батареи невозможно. Такая ситуация возникает, когда оборудование (телефон, электроинструмент, электротранспорт) долго находилось без дела при разряженном аккумуляторе или на морозе. Чтобы этого не допустить необходимо применять дополнительные устройства: схемы защиты от переразряда, индикаторы пониженного заряда и специальные зарядные устройства, ограничивающие заряд.

Способы восстановления аккумуляторов:

  1. «Раскачка». Необходимо полностью зарядить устройство, затем с помощью максимальной нагрузки разрядить его до минимума. Повторить процедуру 3-4 раза.
  2. С помощью холода. Можно попробовать оживить батарею после полного разряжения, поместив ее на полчаса в морозилку, предварительно упаковав в полиэтиленовый пакет. Затем сразу вставить в оборудование, подключить на минуту зарядное устройство и дождаться нагревания до комнатной температуры.
  3. Удалить газ. Если вследствие образования газов, произошло вздутие корпуса, для их удаления осторожно вскрывают верхнюю часть блока. Колпачок прокалывают, батарею прижимают прессом, добиваясь выхода газов. Затем отверстие заклеивают эпоксидкой
  4. С помощью специального прибора, например Turnigy Accucell по прилагаемой инструкции.

Рекомендации по правильному хранению

Литий-ионные аккумуляторы – наиболее капризная и дорогая часть оборудования, требующая особого внимания при хранении.

Хранить накопители лучше в прохладном, сухом помещении. Нельзя допустить разряжения ниже 40%. Производители аккумуляторов рекомендуют приобрести специальное зарядное устройство с индикацией заряда.

При неправильном использовании и хранении корпус аккумулятора наполняется газом и вздувается. В этом случае он подлежит замене и утилизации, так как является неремонтопригодным.

Литиевые аккумуляторы теряют емкость, даже если не используются, поэтому не следует покупать их «про запас». Длительное хранение этих накопителей энергии в любых условиях приводит к ухудшению потребительских характеристик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector