Как смазать неразборный кулер

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
  2. При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
  3. Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Как снять вентилятор?

При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.

Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как смазать кулер?

Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

Без разборки

Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

Смазка своими руками

Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

Советы

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Как смазать даже неразборный кулер

Если комп начал громко шуметь, значит пора смазать кулеры. Давайте разберемся, как это можно сделать самостоятельно.

На заметку

Кулеры бывают двух видов: разборные и неразборные. Проверить, какой кулер в компьютере можно, отклеив центральную наклейку. В разборном посередине будет отверстие.

Неразборный кулер придётся слегка «модернизировать» — просверлить отверстия по центру. Делать их нужно несколько.

Затем ножом доковыриваем дырку. Наша цель — добраться до пластиковой шайбы.

Аккуратно, с помощью отвёртки, вытягиваем шайбу.

Снимаем вентилятор. Удаляем старую смазку ватной палочкой с обеих сторон механизма.

Для смазки будем использовать литол, он относительно густой и должен остаться надолго.

Вообще, рекомендации по смазочным материалам у разных мастеров отличаются, выбираем на своё усмотрение, исходя из отзывов.

Наносим пальцем (не принципиально).

После этого собираем кулер.

Устанавливаем шайбу на место.

Если оригинальная наклейка сохранилась, заклеиваем отверстие ею. Если нет – кусочком хорошего скотча. После всех этих манипуляций компьютер должен заработать тихо.

Если это процессорный кулер, то отсоединяем его, другие разбираем, для того чтобы добраться до подшипника.

Например, с блока питания вентилятор снимать не обязательно, достаточно просто снять крышку и будет видна зона доступа, расположенная под наклейкой.

Если есть резиновая заглушка, то её нужно вынуть.

Старые кулеры лучше смазывать густым маслом, оно хорошо заполняем расстояние между подшипниками и осью скольжения. В новых можно использовать синтетику. Она более жидкая.

Набираем масло в шприц и капаем в отверстие. Много заливать не надо, достаточно 1 капельки.

Вообще кулер считается одноразовой деталью и не предусматривает изготовителем какое-либо техобслуживание.

После смазки качественным маслом возможна продолжительная его работа, но нужно иметь в виду, что полная замена может понадобиться в любой момент.

Если немного подвигать лопасти вентилятора и будет большое осевое биение, это говорит о том, что кулер пора менять.

Как разобрать и смазать кулер
процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Как смазать кулер на процессоре и что подойдёт для смазки вентилятора

Практически все современные стационарные компьютеры или ноутбуки имеют систему охлаждения в виде так называемого кулера. Поскольку большинство моделей охладителей процессора имеют открытую конструкцию, внутри их узлов скапливается пыль. Если пользователь начал замечать, что его компьютер начал медленно работать, издает дополнительные звуки, скрип, то зачастую это указывает на загрязнение кулера процессора.

Когда функционирование системы охлаждения на полную мощность невозможно, компьютер подвергается перегреву, что приводит к самопроизвольному выключению, и, как следствие, частичной или полной утрате ценных файлов. Чтобы этого не произошло, важно регулярно смазывать кулер и очищать его от пыли.

Чем смазать кулер компьютера?

Прежде чем проводить чистку системы охлаждения ПК, следует разобраться, каким веществом лучше смазать вентилятор. Первое, что может прийти в голову — это масло. Но ни в коем случае не растительного или животного происхождения. Используя такую смазку, можно попросту повредить охладитель. Масло, которое предназначено для пищевых целей, соберет еще больше пыли и грязи.

Поэтому систему охлаждения процессора или графического адаптера рекомендуют смазывать следующими средствами:

  • Машинное масло. Это может быть любое моторное масло — синтетическое или полусинтетическое.
  • Смазочная жидкость для швейной машинки или какого-нибудь электроприбора.
  • Высокоэффективная смазка для подшипников.
  • Специальная смазка на основе силикона.

Не советуют пользоваться смазочными материалами, склонными к загустеванию (солидолом, циатимом, литолом). Не стоит использовать и WD-40, так как этот американское смазочное вещество предназначено преимущественно для обработки статичных поверхностей. Работа кулера непрерывна и, как известно, осуществляется на больших оборотах.

Среди посетителей компьютерных форумов бытует мнение, что для смазки кулера ПК подойдет графитовая смазка. С ними не согласны опытные специалисты. Графитовая смазка может больше навредить, чем принести пользы. В силу своей хорошей электропроводности, она может спровоцировать короткое замыкание.

Кроме того, это смазочное вещество в первую очередь предназначено для обработки тяжело нагруженных агрегатов, работающих на умеренной скорости. Кулер же относится к высокооборотным устройствам. Так, даже у самого элементарного и крохотного вентилятора процессора Intel и AMD скорость вращения крыльев достигает 2 тыс. оборотов в минуту. Именно поэтому графитовая смазка для смазки кулера процессора не подходит. Из-за нее вентилятор будет вращаться медленнее, чем нужно, а подшипники быстро придут в негодность.

Разборка кулера перед смазкой

Вентиляторы, которые устанавливают для охлаждения ЦПУ, блока питания, графического адаптера, имеют одинаковую конструкцию. Однако у них разные габаритные размеры и, соответственно, производительность. Поэтому разбирают и смазывают все компьютерные кулеры, придерживаясь одной и той же схемы.

Чтобы произвести смазку охладителя, его необходимо отсоединить от радиатора, а затем уже разобрать. Если кулер не снять, то смазать его не представляется возможным, ведь сторона доступа к области смазки, как правило, прижимается к радиатору.

К радиатору центрального процессорного устройства кулер нередко крепят на едва заметные защелки. Со стороны, к которой подведена проводка, осторожно отклеивают этикетку, держащуюся на липком слое. Отдирают ее плавно, не совершая резких движений.

Некоторые модели кулеров оснащены резиновой пробкой. Чтобы ее извлечь, аккуратно поддевают пробку за край ножом. Ничего сложного в этом нет, поскольку пробку вставляют не закрепляя.

Пластмассовые крылья в корпусе охладителя удерживаются посредством плоской разрезной шайбы, которая фиксируется в осевой проточке. Если шайбу не снять, не получится вынуть крыльчатку, а это, в свою очередь, затруднит смазку подшипника. Для извлечения шайбы используют сразу два инструмента. Разрез заметить практически невозможно, поэтому, слегка надавив иглой, провести по кругу шайбы, пока та не зацепится за место разреза.

Теперь понадобится маленькая отвертка. Ею прижимают шайбочку рядом с областью разреза с одной стороны, а при помощи иголки или шила поддевают другую сторону, после извлекают по кругу шайбочку из паза. Все манипуляции нужно совершать аккуратно, чтобы не сломать шайбу. Бывает, что она выскакивает, и приходится тратить время на поиски. Без шайбы работа кулера невозможна, так как крыльчатка будет болтаться. После того как крыльчатка будет отсоединена, снимают еще одно резиновое кольцо.

У старого охладителя резиновое колечко может быть значительно изношено, а на месте его фиксации остаются частицы истертой резины. Найти в продаже такое колечко нереально, а без него даже смазанные подшипники кулера во время работы издают шум, потому что появляется продольное смещение оси крыльчатки. В таком случае могут пригодиться резиновые кольца от старых кулеров, если такие имеются.

Процедура смазки системы охлаждения процессора

Разобрав кулер, приступают непосредственно к смазыванию его частей:

  1. Под резиновым кольцом находится втулка и ось вентилятора, которые требуется смазать. Наносят небольшое количество масла на ось вентилятора.
  2. Смазочное вещество должно покрывать ось, но не следует капать очень много, так как в противном случае, наложив резиновую пробку, жидкость может просочиться из углублений в сам корпус и запачкать его. Кроме того, на жирном месте не будет держаться снятая ранее этикетка. Избежать всего этого позволит использование медицинского шприца. Он поможет более равномерно распределить масло по всей поверхности. Смазочное вещество не должно быть густым, так как это будет препятствовать его вытеканию из шприца.
  3. Обработать маслом можно и внутреннюю часть вентилятора, но для этого его нужно полностью разобрать. Специалисты не рекомендуют делать это в домашних условиях, если нет уверенности, что такая тонкая работа не закончится порчей кулера.
  4. Теперь нужно вернуть резиновую пробку на прежнее место, проследив, чтобы смазочный материал не растекся и не запачкал корпус.
  5. Протирают корпус от остатков масла, а затем возвращают этикетку на место. Нередко после отклеивания она теряет форму или не хочет держаться на месте. В таком случае ее целесообразно заменить канцелярским скотчем. Вырезают кусочек такой же формы и размера.
  6. Собирают, устанавливают вентилятор, а в конце подключают к разъемам. Вот, собственно, и все.

Очистка кулера процессора положительно скажется на его работоспособности. Но нельзя забывать, что спустя определенный промежуток времени, из-за теплового воздействия смазочное вещество испарится — вот поэтому такая процедура должна проводиться на регулярной основе.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как можно смазать неразборный кулер.

Смазывание не разборного кулера ноутбука без разбора

В один из дней кулер моего ноутбука стал неприятно шуметь, явно указывая на то, что ему что-то мешает. Температуры в нагрузке, кстати, стали выше. Даже прослушивание онлайн-радио заводило «трещотку» почти на полную катушку. Промедление стало бы губительным для моего ПК.

Разобрал, вытряхнул мусор, счистил всю пыль с радиатора. Ничего лопастям не мешало. Для подтверждения подозрений прокрутил лопасти кулера — да, бьет внутри. Попытка поднять крыльчатку не увенчалась успехом, так как её что-то держит. В надежде, что у основания кожуха вентилятора находится ось со стопорным кольцом, снял наклейку. Разочарованию не было предела — впрессована металлическая заглушка.

Выхода было два:

  • высверлить заглушку
  • выплавить отверстия в пластиковой верхушке, где находятся лопасти

Приглядевшись к этой самой верхушке стало понятно, что на ней, также, находится наклейка. Подковырнув её моему взору предстали три отверстия, вполне вероятно, для смазывания. Набрал машинное масло в аптечный шприц закачал его туда.

Выждал пару минут, заново прокрутил кулер — стук пропал.

Всегда для таких манипуляций использую машинное масло от швейных машин. Лучше, если оно будет от промышленных агрегатов — оно выдерживает огромный ресурс и нагрузки.

На этом все. Всем Спасибо за внимание!

Все содержащиеся на настоящем Сайте сведения носят исключительно информационный характер. Не является ни научным, ни просветительским, ни научно-просветительским ресурсом.Администрация сайта не несет ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, вред , причиненные вследствие ограничения доступа, либо вследствие посещения Сайта и использования размещенной на Сайте информации, включая, но не ограничиваясь, любыми убытками, нанесшими ущерб Вашему компьютерному или иному оборудованию.

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», так же LiveInternet и прочие (далее — Партнеры).

Все сервисы использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться партнерам и храниться на их сервере в ЕС и Российской Федерации. Партнеры будут обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Партнеры обрабатывают эту информацию в порядке, установленном в условиях их использования.

Вы можете отказаться от использования cookies, покинув наш сайт. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Партнерами в порядке и целях, указанных выше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector