Правила управления башенным краном

Как проходит обучение и сколько учиться на крановщика: разбираем развернуто

При строительстве высотных сооружений жилого, общественного или промышленного назначения не обойтись без башенных кранов. Они также активно используются для обслуживания портов, складов и заводов. На операторе, осуществляющем управление башенным краном, лежит огромная ответственность за технологический процесс и безопасность многих людей.

Что нужно, чтобы выучиться на крановщика?

Чтобы отучиться на крановщика, потребуется пройти теоретическое и практическое обучение и сдать квалификационную аттестацию.

Самой важной частью теоретического образования является изучение техники безопасности на работе. Так как работа крановщика связана с опасными моментами, как для жизни окружающих людей, так и для самого машиниста, пренебречь этим никак нельзя.

В практической части приоритет отдан наработке навыков управления краном и синхронизации работ рук и ног оператора подъемного механизма.

Сколько учиться на крановщика?

Если человек идет целенаправленно на данную специальность и поступает сразу в среднее специальное учебное заведение, где, помимо других специальностей, можно выучиться на крановщика, то срок учебы составляет 2-2,5 года.

Если же идти на учебные курсы или в подготовительные центры, то, в большинстве своем, время обучения занимает около трех месяцев. Причем один месяц тратится на теоретическую базу, а остальных два – на практический опыт.

Стоимость удостоверений и сроки обучения

АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Наименование образовательной программы Срок обучения, ак.ч. Стоимость обучения, руб.
Машинист башенного крана (2-6 разряд) 72 6 000

Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением «Интернет»-технологий.

Категория слушателей: руководители и специалисты строительной и промышленной отрасли, имеющие высшее и/или среднее профессиональное образование (в т.ч. получающие ВПО/СПО)

Что входит в программу обучения

В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом ПБ «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» РД «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)» для освоения рабочей профессии машинист башенного крана изучаются следующие вопросы:

  • Российское законодательство в области эксплуатации и использовании грузоподъемных кранов.
  • Безопасность работ при обслуживании башенного крана.
  • Устройство башенных кранов, используемых механизмов и машин. Типы башенных кранов.
  • Устройство захватов, стропов, траверс и прочих съёмных грузозахватных приспособлений.
  • Описание и устройство приборов безопасности, аппаратов управления башенным краном.
  • Определение неисправностей в работе, техническое обслуживание, эксплуатация и профилактический ремонт башенных кранов.
  • Описание изготовления, реконструкции, ремонта и монтажа крана.
  • Основы управления башенными кранами, подъём, опускание и перемещение грузов по установленным сигналам.
  • Способы выполнения работ с использованием соответствующих машин.
  • Регламент работы на кране с целью минимизации риска аварии.
  • Последовательность действий и приёмы оказания доврачебной помощи при возникновении травмы.

Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через «Интернет»-портал сайта Учебного центра.

По окончании обучения выдается

  • Удостоверение машиниста башенного крана на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
  • Протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.

Как пройти обучение на машиниста башенного крана

После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) машинист башенного крана с уже присвоенным ему 2-м разрядом имеет право повысить присвоенный разряд его специальности путем прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет, при этом существует определенная градация для каждого из разрядов, в зависимости от грузоподъемности автомобильного крана, а именно:

Краны башенные грузоподъемностью до 3 т. (исключительно) 2-й разряд
Краны башенные грузоподъемностью от 3 до 15 т. (исключительно) 3-й разряд
Краны башенные грузоподъемностью от 15 до 25 т. (исключительно) 4-й разряд
Краны башенные грузоподъемностью от 25 до 100 т. (исключительно) 5-й разряд
Краны башенные грузоподъемностью от 100 т. и выше 6-й разряд

Преимущества работы с АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров»

  • все программы обучения разработаны педагогами с учетом современных учебных и методических материалов с использованием новых технологий в обучении;
  • для Вас разработана удобная форма электронной библиотеки по учебному материалу курса;
  • стоимость прохождения обучения на машиниста башенного крана существенно ниже, чем у других учебных центров;
  • обучение проходит в удобное для Вас время и в той форме, которая требуется для Вашей организации.

Что влечет за собой не прохождение повышения квалификации в срок более 5 лет?

В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ 1. нарушение требований промышленной безопасности или условий осуществления видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Необходимые документы

Для прохождения обучения необходимо предоставить:

  1. Копию диплома о высшем и/или среднем профессиональном образовании.
  2. Оригинал удостоверения машиниста башенного крана (в случае переаттестации/повышения разряда).
  3. Копию водительских прав категории «С».
  4. Заполнить заявку в разделе «Заявка на обучение»
  5. Оформить договор на обучение.

Мы ценим своих Клиентов и Ваше время. Приходите к нам учиться!

Более подробную информацию о программах и наборах в группы обучения уточняйте у наших консультантов по телефону (495) 642-36-48 (многоканальный) или e-mail: [email protected]

Свяжитесь с нами

Где можно отучиться на крановщика?

В каждом областном центре России и в каждом более-менее крупном городе есть подобные курсы, где можно выучиться на крановщика. Например, в Москве подобных подготовительных центров насчитывается более трех тысяч. В других городах их, конечно, поменьше, но и там, как и в столице, многие задаются вопросом: «Как выбрать тот или иной курс или обучающее учреждение?»

Перво-наперво, следует обратить внимание на отзывы о тех или иных курсах и подготовительных центрах. Присматриваться нужно как к положительным отзывам, так и к отрицательным. Далее, обращают внимание на уровень квалификации преподавателей, т.к. профессиональный учитель сможет более полно и качественно передать учебный материал, а также поделится своим профессиональным опытом. Ну и напоследок, следует узнать, официальное ли это учебное заведение, какого образца выдают удостоверение крановщика и так далее.

После того, как заканчиваются курсы, молодой специалист сдает аттестационный экзамен, на котором показывает все, чему смог научиться. В аттестационной комиссии, как правило, всегда присутствует инспектор Ростехнадзора, который заверяет окончательной своей подписью протокол прохождения аттестации. Поэтому не следует сильно расслабляться в этот момент и не заниматься «шапкозакидательством».

После благополучно сданного тестирования, новичок получает удостоверение машиниста крана, в котором прописан тип разрешенного к управлению механизма и начальный разряд (4-й или 5-й для автокрановщика).

Если студент смог отучиться на автокрановщика и сдал экзамены, то цель достигнута – можно возвращаться на свое предприятие, где его ждет рабочее место, либо приступать к поискам работ. Самое важное для успешного поиска работы — стажировка. Всеми силами нужно найти способ пройти стажировку на действующем предприятии.

Документы, необходимые для поступления на курсы машинистов

Для зачисления на курсы необходимо предоставить диплом об окончании высшего или среднего профессионального учебного заведения и водительское удостоверение категории «С».

При прохождении переаттестации необходимо иметь с собой удостоверение машиниста. Для зачисления на курсы потребуется заполнить заявку и подписать договор.

Процесс обучения

Машинист башенного крана – человек, который не только поднимает и опускает грузы. Конечно, он должен грамотно выполнять перемещение груза во всех проекциях и уметь производить остановку подъемного механизма строго в указанной точке. Но от его квалификации зависит и безопасность проведения работ. Зачастую аварии происходят именно по вине крановщика. Поэтому к уровню его профессионализма предъявляются повышенные требования.

Во время учебы даются следующие знания и навыки:

Инструкция по эксплуатации башенного крана

  • изучение типов, устройства и процедуры монтажа башенных кранов;
  • основы безопасного управления башенным краном;
  • проведение технического осмотра перед началом работы;
  • определение неисправностей техники, проведение ремонтных работ;
  • осуществление контроля за креплением грузов;
  • изучение сигналов стропальщиков (как звуковых, так и визуальных);
  • правила оказания доврачебной помощи пострадавшим в случае аварии;
  • устройство механизмов для захвата грузов;
  • изучение требований инструкций и государственных стандартов при эксплуатации подъемной техники;
  • правила заполнения вахтенных журналов.

Знание всех аспектов работы машиниста башенного крана может гарантировать успех в профессиональной деятельности.

Документы, которые получает оператор после учебы

После прохождения первичного обучения и сдачи экзаменов крановщику присваивается разряд, который можно впоследствии повысить.

По окончании курсов выдается комплект документов, свидетельствующих об уровне мастерства, в составе удостоверения машиниста башенного крана на срок 5 лет и протокола аттестации.

Образец удостоверения машиниста башенного крана

Для работы по специальности требуется также допуск по электробезопасности (от второй группы) и документ о проверке знаний по охране труда. Раз в год машинист должен проходить переаттестацию для подтверждения его квалификации или повышения разряда, о чем делается пометка в его удостоверении.

Получить возможность управлять краном – дело нужное и весьма прибыльное, так как вакансий по этой специальности довольно много, а работа хорошо оплачивается.

Видео: Охрана труда машиниста башенных кранов

Книга: Башенные краны

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

§ 85. Обязанности машиниста башенного крана в процессе эксплуатации

В обязанности машиниста входит управление краном, наблюдение за работой механизмов и электрооборудования, соблюдение правил технической эксплуатации крана и правил техники безопасности проверка работы и регулирование тормозов и ограничителей, контроль за состоянием стальных канатов и металлоконструкций крана, смазывание узлов и механизмов крана, содержание крана в чистоте. Эти работы машинист выполняет перед началом работы, во время работы на кране или по окончании работы.

Обязанности машиниста перед началом работы. Перед началом работы машинист выполняет осмотр крана и необходимое ежедневное техническое обслуживание ЕО. При осмотре машинист проверяет Состояние крановых путей, тупиковых упоров, ограничительных линеек, питающего кабеля, вводного рубильника, конечного выключателя механизма передвижения и металлоконструкции опорной части крана; осматривает механизмы, обратив особое внимание на тормоза грузовой и стреловой лебедок, металлоконструкцию башни и механизм поворота; контролирует в доступных местах стальные канаты и проверяет правильность наматывания их на барабаны.

Машинист просматривает записи в крановом журнале, в журнале приема и сдачи смен и устраняет соответствующие неполадки крана. Затем машинист проверяет на холостом ходу и под нагрузкой все механизмы, ограничители (ограничитель высоты подъема крюка проверяется без груза), указатель вылета стрелы, работу электросхемы и сигнализацию. Особое внимание следует обратить на исправность работы тормозов грузовой и стреловой лебедок. Ограничитель грузоподъемности проверяют подъемом контрольного груза, который должен находиться у кранового пути.

Обо всех замеченных во время осмотра неисправностях машинист делает записи в журнале и ставит об этом в известность администрацию. К работе машинист приступает лишь после того, как будут устранены обнаруженные им при осмотре неисправности, о чем должна быть сделана соответствующая запись в журнале.

Перед началом смены кран осматривают при выключенном вводном рубильнике или защитной панели, а питающий кабель — при отключенном рубильнике подключательного пункта.

При работе в несколько смен машинист, принимающий смену, осматривает кран совместно с машинистом, сдающим смену.

Для проведения осмотра администрация выделяет время.

Обязанности машиниста во время работы на кране. При управлении краном машинист должен соблюдать правила технической эксплуатации кранов и правила техники безопасности.

Машинист не имеет права передавать управление краном другому лицу без указания администрации.

Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди, за исключением лиц, ведущих регулярное наблюдение за краном. При этом машинист может включать механизмы крана только по сигналам лица, осматривающего кран.

Запрещается подниматься на кран или спускаться с него во время работы механизмов передвижения, поворота или подъема. Уходя с крана даже на короткое время, машинист должен отключить рубильник, запереть кабину и закрепить кран рельсовыми захватами.

Во время работы крана запрещается находиться в кабине машиниста посторонним лицам, за исключением прикрепленных к машинисту стажеров.

Обслуживая строительную площадку, машинист имеет право включать механизмы крана только по сигналам такелажников, имеющих удостоверение на право обслуживания крана. По сигналу «Стоп» машинист обязан немедленно прекратить работу крана, независимо от того, кем подан сигнал, так как этот сигнал свидетельствует о замеченной неисправности крана или опасности для людей и возможности повреждения сооружений или какого-либо оборудования.

В тех случаях, когда из кабины не видно места производства работ, машинист управляет краном по знакам сигнальщика. На высоких башенных кранах применяют переговорные устройства на основе телефонной или радиосвязи двустороннего действия.

Порядок обмена условными сигналами между машинистом крана и такелажниками на строительной площадке устанавливается администрацией. Для знаковой сигнализации используют флажок красного или желтого цвета. Применяют сигнализацию и без флажка. Эти варианты сигнализации показаны в табл. 24.

Работая по сигналам такелажников, машинист в то же время контролирует их работу. Машинист имеет право потребовать проверки знаний или замены такелажников, если обнаружит, что они нарушают правила обслуживания крана.

Перед началом передвижения крана и для предупреждения людей об опасности во время подъема, опускания или перемещения груза машинист дает звуковой сигнал.

Управлять механизмами крана машинист должен в полном соответствии с Инструкцией по эксплуатации. Совмещение операций допускается только в зоне видимости груза. Управлять всеми механизмами крана нужно плавно, без рывков и раскачивания груза. Нельзя резко и стремительно опускать груз не только на перекрытие здания, автомашину, но и на землю.

Машинисту запрещается заклинивать линейный контактор, выводить из действия ограничитель грузоподъемности, анемометр и ограничители предельных положений механизмов, а также использовать эти ограничители для остановки крана.

Если на одном пути или на рядом расположенных крановых путях одновременно работают несколько башенных кранов, машинист во избежание столкновения должен внимательно следить за передвижением смежного крана и соблюдать безопасное расстояние между кранами и подвешенными грузами. При определении времени выключения механизма машинист должен учитывать, что после отключения любого механизма крана рабочий орган или весь кран продолжают перемещаться по инерции на некоторое расстояние, величина которого зависит от регулировки тормоза, рабочих скоростей механизма, массы крана и груза, силы и направления ветра, уклона пути и других причин.

Для безопасного перемещения груза по горизонтали он должен быть поднят на высоту не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов и не менее 2 м над площадками, где могут находиться люди.

Таблица 24. Знаковая сигнализация

Перед опусканием крюка ниже обычного (например, при спуске груза в котлован) машинист должен предварительно убедиться, опуская порожний крюк, в том, что при низшем положении крюка на барабане лебедки остается не менее полутора витков каната.

Машинисту запрещается перемещать груз над людьми, жилыми, служебными и производственными зданиями, над проезжей часты дорог.

Запрещается поднимать краном людей, неправильно застропленный груз или груз в неисправной таре, железобетонные изделия с поврежденными петлями; подтаскивать груз крюком при косом натяжении каната; отрывать примерзший или заваленный груз и поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана. Когда масса поднимаемого груза неизвестна, машинист имеет право потребовать у ответственного лица письменное подтверждение о том, что масса груза не выходит за пределы грузоподъемности крана. При подъеме груза, близкого по массе к допускаемой на данном вылете, машинист должен вначале поднять этот груз на высоту 100 мм и убедиться в исправности тормозов и устойчивости крана, после чего продолжить его подъем на необходимую высоту.

Кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах, можно поднимать только при наличии у поддонов устройств, предотвращающих выпадение груза.

Запрещается подавать материал в оконные или дверные проемы здания, если они не имеют приемных площадок. Нельзя укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также располагать его на краю откосов и канав, если при этом он может сползти или опрокинуться.

Не разрешается загружать или разгружать автомашины, если в их кабинах находятся люди.

Перед подъемом или опусканием груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, машинист должен убедиться в том, что между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования нет людей, а также в том, что при подъеме он не заденет грузом за стены, колонны.

Если в результате неисправности крана или отключения электроэнергии поднимаемый груз повис в воздухе, машинист обязан опустить груз на землю, а если это сделать невозможно, принять мери к ограждению участка возможного падения груза.

Машинист должен прекратить работу крана в следующих случаях если на кране обнаружена какая-либо неисправность, в результате которой может произойти поломка или авария крана; когда напряжение в сети падает более чем на 15% от номинального; при приближении грозы или увеличении силы ветра до скорости, превышают, допустимую для данного крана, при этом стрелу крана нужно опустить в нижнее рабочее положение, развернуть ее по ветру, а кр закрепить рельсовыми захватами; если температура воздуха опустится ниже указанной в паспорте крана и инструкции по эксплуатации; при отсутствии такелажников, имеющих удостоверение на обслуживания крана; если корпуса электрооборудования или мета конструкция крана находятся под напряжением; при недостаточном освещении места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы или перемещаемый груз.

Если в результате работы крана на строительстве произошла авария или несчастный случай, машинист обязан остановить кран и не производить никаких работ до прихода администрации, в ведении которой находится кран.

Обязанности по окончании работы на кране. По окончании работы машинист готовит кран к новой смене или устанавливает его на стоянку на наиболее надежное звено пути. Крюк поднимают в верхнее положение, а у кранов с подъемной стрелой опускают стрелу в положение, определяемое инструкцией по монтажу и эксплуатации крана, Командоконтроллеры в кабине переводят в нулевые положения и выключают аварийный выключатель и рубильник защитной панели.

В кабине и на кране приводят все в порядок, а механизмы крана при необходимости смазывают. Открывающиеся окна кабины закрывают и запирают защелками (крючками), запирают дверь кабины, выключают и запирают портальный рубильник и рубильник подключательного пункта, а ходовые тележки крана закрепляют рельсовыми захватами. Одновременно с выполнением этой работы машинист проверяет состояние всех механизмов и конструкций крана и обо всех замеченных неполадках записывает в журнале приема и сдачи смен.

При работе крана в несколько смен машинист может оставить кран только после передачи его сменяющему машинисту, а если последний не пришел — только с разрешения своей администрации.

Правила управления башенным краном

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАШЕННЫХ КРАНОВ


ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАШИНИСТА БАШЕННОГО КРАНА

1. К управлению башенным краном допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение па право управления краном, выданное квалификационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора,

2. Удостоверение выдается сроком на одни год, после чего машинист должен быть вновь проверен квалификационной комиссией с последующим продлением прав па управление краном.

3. Назначение иа должность крановщика должно быть оформлено приказом.

4. При управлении краном машинист должен строго соблюдать правила технической эксплуатации кранов и правила по технике безопасности Машинист должен помнить, что нарушение им правил эксплуатации крапа может привести не только к простою башенного крана, но и вызвать тяжелую аварию с человеческими жертвами, за последствия которой в этом случае в первую очередь отвечает машинист.

5. Машинист должен производить все операции только по сигналам лично ему известных такелажников, имеющих при себе удостоверение на право обслуживания башенного крана. Выполнять работу по сигналам посторонних лиц запрещается. Исключением является сигнал «стоп», который выполняется машинистом вне зависимости от того, кем он подан.

6. Сигнализация осуществляется такелажником красным флажком в строгом соответствии с установленными правилами.

7. При выполнении ремонтных работ на кране машинист производит те или иные операции только по сигналам лиц, производящих ремонт.

8. Машинист имеет право контролировать работу такелажников, чтобы предупредить возможные нарушения правил по обслуживанию крапа.

Если он обнаружит, что такелажники нарушают правила, машинист имеет право потребовать проверки знании такелажников,

9. Если между машинистом и такелажной бригадой возникают

какие-либо недоразумения, машинист обязан обратиться за разрешением спорных вопросов от администрации строительства.

10. Во время споен смены машинист песет ответственность за вверенный ему кран и относящееся к крапу оборудование.

11. Машинист должен обязательно участвовать в планово-предупредительном ремонте обслуживания) нм крана в в сдаче крина инспекции Госгортехнадзора. Во время проведения ремонтов на крапе с. выключенным портальным рубильником па рубильнике должен быть вывешен предупреждающий плакат die включать!».

12. Машинист обязан знать нес поднимаемого краном груза н вес отдельных строительных деталей.

Обязанности машиниста перед началом работы

1. Перед началом работы машинист должен принять смену и убедиться в исправности крапа и относящегося к нему оборудования:

а) тщательно осмотреть подкрановые пути, тупиковые упоры, заземление, шланговый провод, вводный рубильник на портале, ограничитель передвижения, электромагнитный тормоз механизма передвижения;

0> осмотреть механизмы крапа, обратив особое внимание на состояние тормозов;

в) просмотреть крановый журнал и принять меры к устранению недостатков, записанных к ней сменщиком или лицом, контролирующим работу крана;

г> при работе на кранах типа СБК-1 и Т-128 тщательно осмотреть головку и механизм поворота, обратив особое внимание па состояние основных уголков неподвижной части головки крана;

д) разомкнуть противоугонные захвати;

е) проверить на холостом ходу н под нагрузкой все механизмы и ограничители;

ж) записать в журнал все замеченные неисправности и немедленно поставить об этом в известность администрацию.

Машинист крана имеет право приступить к работе на кране только ноете устранения обнаруженных неисправностей и соответствующей отметки об этом в журнале приемки и сдачи.

Обязанности машиниста во время работы на кране

1. Машинист должен управлять краном в строгом соответствии с инструкцией.

2. Подъем и опускание грузов производить плавно, без рывков и толчков.

3. Воспрещается без задержки в нулевом положении переводить мгхапизмы с прямого хода на обратный.

4. Нельзя допускать сильного раскачивания груза.

Г). На кранах, снабженных ложными turn ручными рястормажп-вателями, грузы следдст опускать то.и.ко с контроллера. Ручной рас-тормяжпватель можно использовать только в том Случае, если груз находится up выше 2 m от места его установки.
6. Строго следить за наматыванием каната на барабан, не допуская его перехлестывания.

7. Прп закручивании канатов грузового полиспаста необходимо раскрутить его по правилам, обеспечивая сохранность каната и безопасность лиц. находящихся вблизи опускаемого груза.

К, Немедленно прекращать работу, если на кране будет обнаружена какая-либо неисправность, и результате которой может последовать поломка или авария.

9. Перед выполнением каждой операции, а также при появлении людей па пути передвижения груза крановщик должен давать предупредительный звуковой сигнал.

10. Нельзя поднимать груз, вес которого неизвестен. Поднимать груз можно то1!м,о после уточнения его веса.

11. Крюкова» обойма не должна доходить до положения, когда срабатывает ограничитель высоты.

12. Прп передвижении крана нужно следить за тем, чтобы между тупиковым упором п лобовтюй крана был зазор не менее 0,5 м.

13. Соблюдать чистоту н порядок как в кабине, так и в машинном отделении.

И. вели в результате работы крана произошла авария или несчастный случай, машинист обязан остановить кран и не производить никаких работ впредь до прихода администрации, в ведении которой находится кран.

15. При обслуживании здания, высота которого превышает уровень вращения нижней части противовеса, внимательно следить, чтобы противовес не задевал за здание.

lfi При работе двух кранов л непосредственной близости друг от друга строго следить, чтобы была исключена всякая возможность задевании одного крапа за другой. Уровень стрел должен иметь различную высоту. Зоны передвижения каждого крана должны быть ограждены выключателями и тупиковыми упорами. Взаимодействие кранов регулируется сигнальщиками.

17. Строго соблюдать правила заполнения кранового журнала и журнала приемки и сдачи смены.

16. Если крап находится в зоне расположения аэродромов, следить за тем, чтобы на оголовке крана в вечернее время горела красная лампочка.

19. При увеличении силы ветра свыше шести баллов и при грозе машинист обязан остановить кран и закрепить его противоугонными захватами. Характеристика силы ветра дана в табл. 66.

20. Если в результате неисправности крапа Поднимаемый груз повис в воздухе, машинист обязан немедленно поставить контроллер в нулевое положение, установить причину и опустить груз на землю. Если груз опустить невозможно, принять меры к ограждению участка, над которым повис груз.

21. Если внезапно прекратится электропитание или будет большое Падение напряжения, машинист обязан поставить контроллеры в нулевое положение п осторожно спустить груз па землю, используя ручной растормажнватель, или плавно растормаживая тормоз грузопоП лебедки вручную,

22. В случае повторных перегораний нредохрашпелей зияешь об Этом администрации.

23. Когда машинист поднимается в кабину, в руках он не должен ничего нести.

24. При уходе с крана даже на короткий срок необходимо устанавливать противоугонные захваты.

25. Женщины крановщицы должны покрывать голову косынкой или платком, свободные копии которых убирать.

Машинисту крана воспрещается:

1. Допускать в кабину посторонних лиц.

2. Отлучаться с крака без ведома администрации.

3. Оставлять стажера одного на кране.

4. Поднимать заваленный или примерзший груз.

5. Перемещать груз волоком.

6. Перемещать груз над людьми.

7. Поднимать или опускать груз с оттяжкой.

8. Поднимать груз: неправильно застроплениый или застроплеи-ный ненадежными захватными приспособлениями, в случайной таре, без сигнала такелажника.

9. Поднима ть кислородные баллоны.

10. Поднимать краном людей.

11. Поднимать груз, если есть опасность задевания им людей, находящихся в зоне работы крана.

12. Подавать груз в оконные или дверные проемы без разгрузочной площадки. Площадки должны бить расположены в шахматном порядке.

13. Подавать груз на выносные площадки, находящиеся вне пределов видимости крановщика, если на площадке находится человек.

14. Поднимать раствор в доверху заполненном бункере. Уровень раствора должен быть ниже верхней обвязки бункера не менее чем па 10 см.

15. Одновременно поднимать груз двумя кранами. П исключительных случаях подъем грузов одновременно двумя кранами можно производить только в присутствии специально назначенного для проведения этой работы представителя от администрации, п ведении которой находится кран.

16. Поднимать или отцеплять груз при образовании петель на канате, отсутствии прожекторного освещения на стреле, направленного вниз на грузовой блок.

17. Допускать полное сматывание с барабана стального каната. На барабане должно оставаться не ыенее двух витков.

18. Допускать стремительное опускание груз* на перекрытие строящегося здания, автомашину и даже землю.

10. Перемещать груз в горизонтальном направлении, если расстояние между грузом и выступающими частями здания или штабелями будет меньше 0,5 м.

20. Дотрагиваться до токоведущих деталей, находящихся под напряжением.

21. Вскрывать контроллеры и другую аппаратуру при невыклю-ченком рубильнике.

22. Использовать концевые защитные приспособления для оста-

повки движения. Концевые выключатели должны срабатывать только в исключительных случаях.

23. Работать на кране, если падение напряжения превышает 15% против номинального.

24. Заменять предохранители при иевыключеином рубильнике,

25. Заклинивать линейные контакторы.

26. Работать в ночной и вечерних сменах без достаточного освещения.

27. Разгружать автомашины при нахождении водителя в кабине, при закрытых бортах автомашин.

28. Чистить п смазр.шать механизмы во время их вращения.

29. Дотрагиваться до вращающихся частей механизма.

30. Отвлекаться посторонними делами во время работы иа кране.

31. Оставлять кабину крана, не поставив контроллеры в нулевое положение н не выключив электротока. При уходе с крана кабина должна быть закрыта на замок.

32. Запирать на ключ вводный ящик на портале крана (во время работы крана).

33. Передавать управление крапом другому лицу и лаже машинисту крана без разрешения администрации.

34. Передвигать кран, если на подкрановых путях находятся посторонние люди.

36. Работать в болезненном состоянии.

36. Производить какую-либо работу, если машинист в ней недостаточно осведомлен.

37. Работать при неисправных подкрановых путях.

38. Работать иа неисправном кране.

Зй. При интенсивной работе крапа производить одновременно три операции, не имея в этом деле достаточного опыта.

40, Передвигать кран но путям, если на путях уложены материалы, за которые может задеть кран.

II» окончании работы машинист обязан: I Поставить кран в установленное для стоянки мепо и поверну и. стрелу вдоль подкрановых путей.

2. Поднять крюк с находящимися на нем такелажными приспособлениями н крайнее верхнее положение.

3. Поставить все контроллеры в нулевое положение.

4. Выключить аварийный и линейный рубильники.

5. Заполнить крановый журнал.

6. Запереть кабину.

7. Закрепить кран на путях захватными приспособлениями.

8. Выключить вводный рубильник.

Если работа на кране после смены должна быть продолжена, машинист обязан пе оставлять край до прихода сменщика, сообщил об этом своей администрации.

Ответственность машиниста башенного крана

Если машинист работает с нарушением правил и инструкции, он подвергается административному взысканию, а при наличии ава-
рии или несчастного случая, происшедших вследствие допущенных нарушений, привлекается к судебной ответственности.

Техника безопасности при работе с башенным краном

Как сделать безопасной работу на башенном кране?

Грузоподъемная техника — это опасный производственный объект. Сюда относятся как башенные, так и самоходные, козловые и другие подъемные краны. Поэтому кран должен быть зарегистрирован согласно всем правилам Ростехнадзора. Кроме того, башенный кран нужно регулярно осматривать на предмет технической исправности. Обычно этим занимаются машинист крана (перед началом работы) и инженер по технике безопасности (по прошествии установленного временного промежутка).

При установке крана на стройплощадке нужно тоже соблюдать определенные правила. Между краном и строящимся зданием, а также другими близко стоящими предметами должны быть проходы шириной не меньше 70 см. В зоне работы крана не должны бродить люди — это касается и посторонних, и рабочих стройки. Также в рабочей зоне не должно быть машин и жилых помещений.

Рабочая зона крана — это пространство, в котором перемещается сам башенный кран и стрела с грузом. Но кроме этого, существует и опасная зона башенного крана. Это зона возможного падения груза.

Машинист башенного крана перед началом работы проверяет исправность противовеса, освещения на кране, рельсовых путей крана, тупиковых упоров и другого оборудования. После запуска крана идет проверка механизмов на холостом ходу, и только потом машинист со спокойной душой приступает к работе.

За крепление груза на крюке отвечает специальный человек — стропальщик. Они фиксирует тот или иной груз наиболее подходящим способом. Например, железобетонные блоки или поддоны с кирпичами крепятся за специальные грузовые петли. Однако сейчас машинисту часто приходится поднимать нестандартные грузы — промышленные кондиционеры из мягкого металла, цемент, металлические трубы-длинномеры и многие другие вещи, необходимые в производстве. И здесь стропальщик должен приложить максимум ответственности и изобретательности, чтобы придать грузу устойчивость. Только после надежного закрепления груза можно доставлять его в нужную точку здания.

Машинист начинает подъем груза по сигналу стропальщика, предупредив всех гудком. При работе на высоте 10-20 метров крановщик, конечно же, может не различить сигналы стропальщика. В таких случаях машинист и стропальщик устанавливают радиосвязь. Использовать промежуточных сигнальщиков для передачи поданных стропальщиком сигналов запрещается — возможно искажение сигнала и, как следствие, ошибка машиниста. А при работе на высоте допускать этого нельзя.

Стропальщик может находиться возле груза, если подъем и опускание происходят в метре над поверхностью. Обычно при подъеме груза на высоте 20-30 см стропальщик еще раз проверяет надежность крепления, после чего груз отправляется на место доставки.

Техническое оснащение современных кранов достойно восхищения и белой зависти. Умные приборы скажут машинисту, какой груз ему предстоит поднять, каков допустимый вылет стрелы и высота подъема. Кстати, по инструкции машинисту запрещено отключать ограничитель грузоподъемности и другие нужные при работе устройства. А использование списанных кранов, на которых уже давно вышло из строя все, кроме стрелы и токопроводящего кабеля, вообще недопустимо. И сейчас эта небезопасная практика уходит всё дальше в прошлое.

Работы на башенном кране нельзя проводить при плохой видимости в пределах площадки; при неисправности рельсового пути крана; при сильном ветре, превышающем допустимое для данного крана значение. То же можно сказать и о температуре — если кран рассчитан на работу при -40 градусах и выше, не стоит использовать его в суровых условиях Крайнего Севера. Помните о том, что строительный кран находится под электрическим напряжением. Поэтому машинист, узнав о приближении грозы, обязан обесточить кран и покинуть его.

Так выглядят самые простые требования техники безопасности. При аккуратном и точном их соблюдении вы убережете людей и технику от несчастных случаев. Строительство закончится успешно, а ваш башенный кран перекочует на следующую стройплощадку. И там железное кружево стрелы вновь поднимется в голубое небо — как символ готовности строить и развиваться.

Производство работ с использованием башенных кранов

Вопрос: Около дома, где я проживаю, установили башенный кран, для строительства торгового центра. Прошу Вас разъяснить, как определяются опасные зоны, и какие меры должны быть приняты строительной организацией для обеспечения безопасности жителей нашего дома при перемещении грузов башенным краном?

Ответ: Согласно пункту 6.1.5 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», при строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются по приложению Г настоящих норм и правил, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в приложении Ж, для обеспечения безопасности людей:

применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

применение защитных сооружений — укрытий и защитных экранов.

В соответствии с пунктом К.5 приложения Ж СНиП 12-03-2001 в случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

а) вблизи мест перемещения груза краном:

рекомендуется оснащать башенные краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;

скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;

перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;

б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:

по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном;

зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

В соответствии с приложением Г СНиП 12-03-2001 границы опасной зоны определяются от перемещаемого груза и не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому консольная часть крана и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка, при соблюдении требований действующих Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированы в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30992 (далее – ФНП по ПС), могут перемещаться за пределами строительной площадки.

В соответствии с пунктом 101 ФНП по ПС, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах с применением ПС (в т.ч. грузоподъемных кранов) должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159 — 167 настоящих ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector