Технические характеристики грузового автомобиля маз-5335 и его модификаций

Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций

Грузовой автомобиль МАЗ-5335 был создан в конце 70-х годов в рамках модернизации машин семейства 500. Техника оснащалась улучшенной светотехникой и доработанной тормозной системой, позволившей довести грузовик до международных нормативов. Последние машины семейства сошли с конвейера Минского автозавода в 1990 году.

Технические характеристики

В основе грузового автомобиля находится стальная рама, состоящая из лонжеронов и поперечин. На элементах конструкции имеются крепежные точки для установки элементов трансмиссии, ходовой части, кабины и платформы.

На грузовике применяется 6-цилиндровый атмосферный двигатель ЯМЗ-236 с воспламенением от сжатия. Цилиндры мотора установлены в 2 блоках, расположенных под углом 90°. Мощность силовой установки — 180 л.с.; максимальный крутящий момент — 68 кгс/м при частоте вращения коленчатого вала не выше 1500 об/мин. Устанавливаемый на ряде версий мотор ЯМЗ 238 развивает мощность 240 л.с. и обладает крутящим моментом 90 кгс/м.

На грузовике используется механическая 5-скоростная коробка передач, не оснащенная синхронизатором только на 1 скорости. На картере имеется специальное место, предназначенное для установки редуктора отбора мощности. Подобный узел устанавливается на самосвалах для привода гидравлического насоса. Запас топлива находится в баке, вмещающем 200 л жидкости. Магистральные седельные тягачи оснащаются дополнительной емкостью аналогичной конструкции.

Рабочая тормозная система имеет пневматическое управление. Для подачи сжатого воздуха используется 2-цилиндровый компрессор, установленный на моторе. Устройство подключено к основной системе жидкостного охлаждения. В стандартное оснащение входит замедлитель компрессионного типа, представляющий собой поворотную заслонку в канале выпуска отработавших газов.

Для удержания автомобиля на стоянках применяется ручной тормоз, воздействующий на трансмиссию.

Установленная на машине платформа имеет следующие параметры:

  • длина — 4965 мм;
  • ширина — 2360 мм;
  • высота борта — 685 мм;
  • объем (при стандартной высоте борта) — 8,0 м³.

В кинематической схеме заднего моста применяется конический главный редуктор с дифференциалом. В ступицах колес установлены дополнительные планетарные механизмы, позволяющие уменьшать габаритные размеры моста. Подвеска выполнена на листовых рессорах с дополнительными элементами, начинающими работать при полной загрузке.

Передняя балка установлена на 2 многолистовых рессорах. Дополнительно имеются гидравлические амортизаторы 2-стороннего действия, которые снижают возникающие при движении вибрации. Рулевой механизм оснащен 2-ступенчатым редуктором, состоящим из винтовой передачи и дополнительной пары шестерен. Общее передаточное число составляет 23,6. В конструкции имеется гидравлический усилитель, снижающий нагрузки на рулевом колесе. Схема рулевого управления позволяет поворачивать колеса в обе стороны на одинаковый угол в 38°.

На грузовиках используется 2 или 3-местная кабина металлической конструкции.

Для обслуживания силового агрегата и рулевого управления узел откидывается вперед на 45°. Для уравновешивания используются цилиндрические пружины. В опущенном положении кабина фиксируется механической защелкой. Рабочее место водителя настраивается по росту и весу человека; оснащено гидравлическим амортизатором. В стандартное оборудование входит отопитель, работающий от системы охлаждения двигателя.

Технические характеристики и размеры грузового автомобиля:

  • длина — 7250 мм;
  • ширина (без учета зеркал) — 2500 мм;
  • высота (пустого) — 2720 мм;
  • грузоподъемность (на дорогах с асфальтированным покрытием) — 8000 кг;
  • максимальная скорость на ровном горизонтальном участке (с грузом) — 85 км/ч;
  • норматив расхода топлива (с нагрузкой) — 22 л на 100 км пробега.

Модификации

На основе бортового грузовика производились несколько модификаций:

  • шасси 5335, предназначенное под установку различных надстроек;
  • длиннобазный вариант грузового автомобиля 53352, отличавшийся установкой дизеля ЯМЗ-238Е и модернизированной трансмиссией;
  • северный вариант 533501, оснащенный двойным остеклением и улучшенной теплоизоляцией кабины;
  • мелкосерийный грузовик 516Б с дополнительной подкатной осью с гидравлическим приводом подъема и 8-цлиндровым турбодизелем ЯМЗ-238Н;
  • версия самосвала 5549 с 1-сторонней разгрузкой;
  • седельный тягач модели 5429;
  • версия тягача 5430, оснащенная гидравлическим приводом для самосвального полуприцепа;
  • специальная модификация седельного тягача 504В2, поставлявшаяся по заказу «Совтрансавто»;
  • лесовоз МАЗ-509А с колесной формулой 4*4.

Все версии грузовиков с приводом на задний мост максимально унифицированы по конструкции и предназначены для движения по дорогам, рассчитанным на осевую нагрузку 10 т. Версия с приводом на все колеса оснащается передним мостом и элементами трансмиссии.

Стоимость

Новая техника в продаже отсутствует, но встречаются конверсионные автомобили, списанные с военных складов длительного хранения. Грузовики имеют небольшие пробеги и оцениваются в 400-500 тыс. рублей. Бортовые автомобили имеют стоимость 120-170 тыс. рублей, самосвалы — 150-200 тыс. руб. Цена аренды машины находится в пределах 6-8 тыс. рублей за 8-часовую смену.

МАЗ 5335

МАЗ 5335 – советский грузовик, производство которого осуществлялось на Минском автозаводе в 1977-1990-х годах.

История модели тесно связана с Ярославским моторным заводом. Именно его разработка легла в основу МАЗ 200, выпуск которого продолжался до 1957 года. На смену данной серии пришел легендарный МАЗ 500, ставший основной для огромного количества версий. В тот период большинство грузовиков строилось по классической схеме: на раму устанавливались мотор, управляющая система и кабина, после чего на оставшийся промежуток монтировался кузов. Для увеличения его объема приходилось удлинять раму. Однако менявшиеся условия требовали иных подходов. В новой серии использовали другую схему, когда двигатель располагался под кабиной, которая при необходимости откидывалась вперед. Подобная компоновка позволила нарастить грузоподъемность на 2000 кг при неизменной длине рамы.

Серийное производство МАЗ 500 началось в 1965 году, после чего Минский автозавод неоднократно модернизировал модель. Несколько лет специалисты готовили новый автомобиль с учетом пожеланий потребителей. В 1977 году появилась бортовая версия МАЗ 5335. Внешне машина практически не отличалась от МАЗ 500А (доработанная версия МАЗ 500), но внутри изменения были существенными (раздельная система тормозов, новые элементы, повышения комфорта работы). Для согласования с европейскими нормами в серийной версии пришлось изменить и дизайн. Радиаторная решетка МАЗ 5335 стала шире, передние фары переместили на бампер, от лючков на крыше отказались. Платформа стала более надежной и долговечной, в салоне появилась улучшенная приборная панель.

Небольшие доработки модели выполнялись и позднее. В 1988 году Минский автозавод открыл производство нового поколения грузовиков МАЗ 5336, но серия МАЗ 5335 оставалась на конвейере до 1990 года.

Модификации

  • МАЗ 5335 – базовый бортовой грузовик (1977-1990 года);
  • МАЗ 5334 – шасси базовой модификации МАЗ 5335, используемое для установки специальных надстроек и кузовов (1977-1990 года);
  • МАЗ 53352 – модификация МАЗ 5335 с удлиненной базой (5000 мм) и увеличенной грузоподъемностью (до 8400 кг). Автомобиль оснащался более мощным агрегатом ЯМЗ-238Е и улучшенной 8-ступенчатой коробкой передач (1977-1990 года);
  • МАЗ 533501 – специальное исполнение МАЗ 5335 для северных районов (1977-1990 года);
  • МАЗ 516Б – трехосная версия МАЗ 5335 с возможностью подъема третьей оси. Модель комплектовалась 300-сильным агрегатом ЯМЗ 238Н (1977-1990 года);
  • МАЗ 5549 – самосвальная модификация МАЗ 5335, выпускаемая в 1977-1990 годах;
  • МАЗ 5429 – седельный тягач (1977-1990 года);
  • МАЗ 509А – лесовоз, созданный на основе МАЗ 5335. Производство автомобиля осуществлялось с 1978 по 1990 года.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 7250 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2720 мм;
  • колесная база – 3950 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм;
  • передняя колея – 1970 мм;
  • задняя колея – 1865 мм.

Масса автомобиля составляет 14950 кг, предельная грузоподъемность – 8000 кг. Машина способна работать с прицепами весом до 12000 кг. Максимальная скорость МАЗ 5335 – 85 км/час.

Двигатель

Базовым для серии МАЗ 5335 был ярославский дизельный агрегат ЯМЗ 236 с непосредственным впрыском горючего и жидкостным охлаждением. 6-цилиндровый 12-клапанный мотор заслужил звание одного из наиболее удачных советских двигателей. V-образное расположение цилиндров (в 2 ряда под углом 90 градусов) обеспечило более рациональную компоновку и уменьшение массы мотора. Другой особенностью ЯМЗ 236 являлась простота конструкции и высокая ремонтопригодность.

Характеристика агрегата ЯМЗ 236:

  • рабочий объем – 11,15 л;
  • номинальная мощность – 180 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 667 Нм;
  • степень сжатия – 16,5;
  • средний расход топлива – 22 л/100 км;
  • ресурс работы до капитального ремонта – до 400000 км.

Для некоторых модификаций МАЗ 5335 использовались другие двигатели:

  • ЯМЗ-238Е – V-образный 8-цилиндровый мотор с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Рабочий объем – 14,86 л, мощность – 330 л.с., максимальный крутящий момент – 1274 Нм;
  • ЯМЗ-238Н – 8-цилиндровый агрегат с турбиной, предназначенный для установки на специальные шасси. Рабочий объем – 14,86 л, мощность – 300 л.с., максимальный крутящий момент – 1088 Нм.

Автомобиль оснащался топливным баком на 200 л.

Устройство

МАЗ 5335 имеет схожую с МАЗ 550А конструкцию. Переднее расположение мотора и задний привод увеличивают проходимость машины. Автомобиль построен на основе колесной схемы 4 на 2, но оборудован удлиненными передними рессорами и доработанными телескопическими амортизаторами. За счет этого транспорт без груза уверенно держит прямую полосу при движении. Среди других конструкторских находок значится модернизированный задний мост, сделанный так, что при смене числа зубьев в колесных редукторах и размерности шин можно поменять передаточное число.

На всех модификациях используется 5-ступенчатая механическая КПП ЯМЗ-236 с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах и 3-ходовой схемой. Применение в трансмиссии сухого 2-дискового сцепления обеспечивает плавность и четкость переключения скоростей. Передаточное число главной пары – 4,89. У главной передачи в колесных ступицах присутствуют планетарные редукторы. Рычаг выбора скорости располагается на полу справа от водительского кресла. Новая коробка передач позволила нарастить ресурс работы машины до 320000 км и сократить трудоемкость обслуживания.

МАЗ 5335 оказался одним из первых продуктов Минского автозавода с 2-контурной тормозной системой, дополненной раздельным приводом по осям. Нововведение положительно сказалось на безопасности движения и позволило увеличить скорость. В основе тормозной системы по-прежнему лежали барабанные механизмы.

Конструкция МАЗ 5335 была доработана для соответствия международным требованиям. Фары установили в ниши бампера, что улучшило освещение пространства перед автомобилем. Благодаря новому расположению ослепление водителей встречного транспорта не происходило. Указатели поворота сохранили прежнее место, а радиаторная решетка преобразилась, увеличившись в размерах.

3-местная кабина была довольно просторной, хотя и предоставляла минимум комфорта. Сиденья монтировались на рессоры, компенсирующие вибрации, возникающие при движении по неровностям. Для водительского кресла была доступна настройка дистанции до передней панели и регулировка угла наклона спинки. За креслами имелась возможность оборудования спального места. Кондиционер в МАЗ 5335 не устанавливали, потому в жаркую погоду единственным спасением было открытие форточек. Отопитель значился в базовом исполнении и отличался высокой эффективностью. С ним водителю машины не страшны были даже сильные морозы. Наличие гидроусилителя руля упрощало управление автомобилем. У рулевого механизма имелся собственный масляный бак на 5 л. Долив смазывающей жидкости при нормальной работе выполнялся 1 раз за 100000 км.

Кузов МАЗ 5335 подвергся серьезным изменениям. На машину устанавливали платформу с металлическими бортами (ранее использовались деревянные борта). Однако низкое качество металла и покраски приводило к быстрому появлению коррозии.

Цена нового и б/у

Модели без пробега в продаже отсутствуют. Поскольку производство автомобиля завершилось еще в 1990-м году, то купить технику в нормальном состоянии в настоящее время проблематично. Стоимость б/у МАЗ 5335 на ходу лежит в пределах 80-400 тысяч рублей.

Технические характеристики МАЗ-5335

Люди старшего поколения ещё помнят времена, когда автомобили МАЗ 5335 ездили повсюду и не считались чем-то особенным. Но сейчас любое появление этой машины на улице может вызвать у окружающих интерес. Ведь из обычного «трудяги» МАЗ постепенно превратился в ретроавтомобиль.

И хотя такие грузовики ещё встречаются на дорогах (особенно в провинции), но их становится всё меньше. Причина в первую очередь в почтенном возрасте – МАЗ с каждым днём всё менее выгодно эксплуатировать, и он не отвечает никаким современным требованиям.

Описание модели

МАЗ-5335 был представлен в 1977 году. Он представляет собой доработанную и заметно модернизированную версию предшественника — МАЗа-500. Но самые важные и дорогостоящие узлы (в частности, кабина) всё же остались прежними.

Новый четырёхзначный индекс присвоили в связи с тем, что в СССР изменилась отраслевая нормаль, согласно которой и присваивали наименования автомобилям. Нельзя было указать какие угодно цифры, всё подчинялось строгой логике.

Среди изменений:

  • фары головного света на «пятисотке» располагались по бокам от фальшрадиаторной решётки. У наследника их переместили в бампер на место «противотуманок», а взамен поставили маленькие круглые «поворотники», выполненные в одном корпусе с габаритными огнями;
  • сама решётка визуально стала другой, более крупной за счёт появления специальных накладок из пластика. Он не окрашивался на заводе, но некоторые владельцы всё же красили решётку в один цвет с кабиной. Полезная площадь отверстий осталась прежней;
  • боковые указатели поворота у МАЗа—500А находились около ручек дверей, а на 5335 «переехали» ниже, к самым аркам колёс;
  • деревянные борта кузова уступили место куда более современным, металлическим. Правда, качество заводской окраски и металла вообще не выдерживало никакой критики – уже после первой зимы, а то и раньше, появлялись даже не рыжие пятна, а гниль;
  • слева под кузовом (это можно увидеть на любом фото экстерьера) разместились аккумуляторы, справа – «запаска». На седельных тягачах запасное колесо подвешено вертикально, за кабиной.

Интерьер также изменился очень серьёзно. Раньше все внутренние панели были полностью металлическими. Но 5335 – это царство пластмассы. Да, жёсткой, но это уже громадный прогресс. Нашли даже место для «бардачка» — с краю, у пассажирской двери. Кстати, двери получили мягкую и легко моющуюся обивку из кожзаменителя.

Доработали систему отопления (но она всё равно оказалась плохой – посредине кабины было тепло, а у дверей – холодно). Также установили два комфортных кресла и даже спальные полки (нижняя – узкая, но полноценная, верхняя – в виде опционного гамака).

Модификации

Существуют следующие модификации:

  • 5335 – базовый бортовой грузовик;
  • 5334 – шасси без кузова;
  • 53352 – колёсная база 5000 мм, грузоподъёмность 8.4 тонны, мотор ЯМЗ-238Е и восьмиступенчатая коробка;
  • 516Б – три оси (задняя – подъёмная) и двигатель ЯМЗ-238Н (300 л.с.);
  • 5549 – самосвал;
  • 5429 – седельный тягач;
  • 509А – лесовоз.

Все версии выпускались с 1977 по 1990 годы. Исключение – МАЗ-509А, производство которого было начато на год позже остальных.

Паспортные данные

Кроме отдельных модификаций и незаводских переделок, технические характеристики базового автомобиля МАЗ-5335 – следующие:

  1. Длина машины составляет 7250 мм при ширине 2500 и высоте 2720. Максимум МАЗ может перевезти 8 тонн, развивая скорость до 85 км/ч.
  2. Под кабиной установлена ярославская V-образная 12-клапанная дизельная «шестёрка» ЯМЗ-236. У неё было множество модификаций, но эта, конкретная, развивала 180 л.с. В паре с мотором работает «пятиступка» (разумеется, механическая), рычаг которой стоит в кабине полностью вертикально.

Заключение

Для своего времени МАЗ-5335 был достаточно прогрессивным. Конструкторы внесли немало улучшений, за которые впоследствии им были благодарны и те, кто водит эти машины, и те, кто их эксплуатирует. «Пятисотое» семейство стало одним из самых массовых в Советском Союзе. «Лобастые» минские грузовики были повсюду, включая Крайний Север и Среднюю Азию.

Хотя, конечно, не обошлось и без недостатков, к числу которых относятся в первую очередь жёсткая подвеска, неудачная система отопления и чрезмерно шумный дизель.

МАЗ 5335 мог похвастаться неплохими для своего времени техническими параметрами

Автомобиль МАЗ 5335 выпускался с 1977 по 1990 год. Представляет собой бортовой грузовик, который использовался для гражданских и военных нужд. МАЗ данной серии имел хорошие эксплуатационные характеристики и был неприхотлив в обслуживании. За эти качества он получил широкое распространение и еще долго не сходил с конвейера даже после освоения заводом нового семейства бортовых грузовиков.

Отличительные особенности кабины грузовика

Устройство автомобиля МАЗ 5335 полностью соответствовало международным нормам того времени. Фары перекочевали в ниши бампера согласно требованиям по установке головной оптики для грузовых автомобилей. При такой компоновке световые приборы лучше освещали дорожное пространство перед машиной и не ослепляли водителей встречных транспортных средств. Модель получила новую декоративную радиаторную решетку. Указатели направления поворота, в отличие от фар, остались на своем прежнем месте. Лобовое стекло имело довольно широкую центральную перегородку, что в прочем ни сколько не мешало нормальному обзору. Трехместная кабина была по тем временам весьма комфортабельной.

Все сидения устанавливались на специальные рессоры, которые компенсировали колебания, возникающие при езде по неровным дорогам. Была доступна регулировка расстояния от сидения до передней панели автомобиля, так же можно было выставить угол наклона спинки на желаемую величину. Кондиционера, конечно, не было, так что в жаркую погоду приходилось спасаться открытием окон. А вот отопитель салона входил в базовую комплектацию и отлично справлялся со своими функциями. Даже в самые лютые холода он позволял поддерживать комфортную температуру в кабине. Грузовик имел переднее расположение двигателя и задний привод, что повышало его проходимость в условиях бездорожья.

Рулевое управление МАЗ 5335 имело гидравлический усилитель, который позволял водителю вращать «баранку» без лишних усилий. Также гидроусилитель сохраняет возможность нормального управления автомобилем в случае прокола одного из передних колес. Грузовик можно будет безопасно довести до обочины, чтобы заняться заменой колеса. Рулевой механизм имел собственный бак для масла вместимостью 5 литров. При нормальном состоянии системы доливать смазывающую жидкость приходилось очень редко — один раз за несколько сотен тысяч километров пробега. Если же водитель замечал, что масло очень быстро расходуется, это означало нарушение герметичности одного из узлов системы и требовало проведения ремонта.

Обзор технических параметров модели

Сцепление МАЗ 5335 — двухдисковое, сухое, фрикционное с периферийно расположенными цилиндрическими пружинами. Имело очень большой ресурс и долгий срок службы. При правильной регулировке сцепление позволяло плавно переключаться между передачами без рывков и пробуксовок. Для продления эксплуатационного срока элементов не следует подолгу держать ногу на сцеплении. Это ведет к быстрому износу подшипников переключающей муфты.

Коробка передач МАЗ 5335 — пятиступенчатая, механическая с синхронизаторами на второй-пятой передачах. Передаточное отношение главной пары составляет 4,89. Заправочная емкость для масла — 9 литров. Главная передача имела планетарные редукторы в колесных ступицах. Рычаг переключения устанавливался на пол справа от водителя. Переключение между передачами производится без усилий. Коробка хорошо ощущается, поэтому вероятность случайного перехода не на ту передачу сведена к минимуму.

На грузовые автомобили МАЗ 5335 устанавливался двигатель отечественного производства ЯМЗ-236. Это был шестицилиндровый силовой агрегат с V-образным расположением цилиндров. Рабочий объем двигателя — 11150 кубических сантиметров, мощность — 180 лошадиных сил при частоте вращения 210 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент достигается при частоте вращения 1500 оборотов в минуту и составляет 667 Н*м. Диаметр цилиндра равен 130 миллиметрам, ход поршня — 140 миллиметрам. Степень сжатия — 16,5. Используемое горючее — дизельное топливо.

Система охлаждения двигателя — жидкостная, с емкостью бака — 39 литров. Смазочная система имеет бак объемом 33 литра. Двигатель характеризовался высокой износостойкостью и неприхотливостью к качеству горюче-смазочных материалов. А простое и понятное устройство позволяло быстро провести локальный ремонт прямо в дороге. При нормальных условиях эксплуатации и своевременном сервисном обслуживании силовой агрегат с легкостью проходил 350-400 тысяч километров без капитального ремонта. Многие детали были унифицированы с другими грузовиками МАЗ, так что при необходимости найти нужную запчасть не составляло труда.

Остальные технические характеристики МАЗ 5335 выглядят следующим образом: длина — 7,25 метра, ширина — 2,5 метра, высота — 2,72 метра, дорожный просвет — 270 миллиметров, колесная база — 3,95 метра, задняя колея — 1,865 метра, передняя колея — 1,97 метра. Колесная формула автомобиля — 4х2. Грузовик развивал максимальную скорость до 85 км/ч. Средний расход топлива в смешанном режиме составлял 22 литра на 100 километров. Объем топливного бака — 200 литров. Автомобиль имел снаряженную массу 6,725 тонн, а полную — 14,95 тонн. Тормозная система барабанного типа оснащалась пневматическими приводами и действовала на все колеса. Минимальный диаметр разворота — 17 метров. Автомобиль «обувался» в резину 300 R508 и использовал диски 8,5В-20-3101012.

Грузоподъемность МАЗ 5335 составляла 8 тонн. Также автомобиль мог тянуть за собой прицеп максимальной массой 12 тонн. Грузовик использовали для доставки различных сельскохозяйственных и промышленных грузов, которые не боялись транспортировки под открытым небом. В военном деле МАЗ применяли для доставки личного состава до мест учения или проведения боевых операций. Иногда, для создания нормальных условий личного состава, усилиями воинских частей или авторемонтных мастерских кузова оснащались брезентовым верхом. Он позволял защитить людей от осадков и сильного бокового ветра. Также для удобства по бортам монтировались лавочки для сидения.

Несмотря на то, что серийный выпуск был прекращен почти 25 лет назад, МАЗ 5335 до сих пор успешно используется для грузовых перевозок по всей стране. На вторичном рынке имеется достаточно предложений по продаже данной техники. Ценовой диапазон: от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. На стоимость влияют год выпуска, пробег, а также дополнительные условия, например, проведенный капитальный ремонт двигателя или установленные на автомобиль дополнительные приспособления.

Общая характеристика грузового автомобиля МАЗ-5335

Анализ грузового автомобиля МАЗ-5335, конструкция двигателя, расчёт внешней скоростной характеристики. Понятие о тяговом балансе автомобиля, методика расчета. Особенности топливно-экономической характеристики автомобиля МАЗ-5335, путевой расход топлива.

Рубрика Транспорт
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 09.04.2012
Размер файла 147,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Исходные данные

грузовой автомобиль двигатель топливо

Автомобиль грузовой МАЗ-5335;

Коэффициент сопротивления качению f0=0,015;

Максимальная мощность двигателя Nemax=132,4 КВт;

Обороты двигателя, соответствующие максимальной мощности, wn=220 рад/с;

Передаточные числа коробки передач U1=5,26; U2=2,9; U3=1,52; U4=1; U5=0,66;

Передаточное число главной передачи U0=7,24;

Статический радиус колеса rст=0,505 м;

Габаритная высота Н=2,72 м;

Габаритная шириеа В=2,5 м;

Полная масса автомобиля Ма= 14950 кг;

Коэффициенты двигателя а=0,44; в=1,87; с=1,31.

Внешняя скоростная характеристика двигателя

Основной характеристикой двигателя является его внешняя скоростная характеристика — график зависимости мощности Ne, крутящего момента Ме, удельного расхода топлива gе от угловой скорости коленчатого вала е при максимальной подаче топлива. Внешняя скоростная характеристика определяется экспериментально на заводах по производству двигателей. Для расчёта ВСХ используют эмпирическое уравнение

где а,b,c — эмпирические коэффициенты (см. исходные данные);

Nemax-максимальная мощность двигателя;

wn— скорость вращения вала двигателя при максимальной мощности.

Построение внешней скоростной характеристики производим в диапазоне we от 80 рад/с до 220 рад/с.

Крутящий момент двигателя определяем по формуле

Удельный эффективный расход топлива рассчитываем по формуле

где gn-удельный эффективный расход топлива при максимальной мощности в г/кВт ч;

kw-коэффициент, учитывающий частоту вращения вала двигателя.

Удельный эффективный расход топлива для дизеля составляет gn=210-240 г/кВт ч. Принимаем gn=220 г/кВт ч.

Коэффициент kw можно определить по эмпирическому выражению

При угловой скорости вала двигателя we= 220 рад/с

Me=1000*132,4/220 = 602 Нм;

Результаты расчёта внешней скоростной характеристики заносим в таблицу 1.

Таблица 1. Параметры ВСХ

По данным таблицы 1 строим внешнюю скоростную характеристику двигателя.

Тяговый баланс автомобиля

Тяговый баланс автомобиля представляет собой зависимости сил тяги на ведущих колёсах Fk, и сил сопротивления движению автомобиля от его скорости

где F — сила сопротивления дороги;

Fj — сила инерции автомобиля;

— коэффициент учёта вращающихся масс;

Fв- сила сопротивления воздуха автомобиля.

Сила тяги определяется по формуле

где тр — кпд трансмиссии автомобиля;

rд — динамический радиус ведущих колёс.

КПД трансмиссии для грузовых автомобилей равен 0,8…0,92. Принимаем тр = 0,85. Динамический радиус колеса принимаем равным статическому радиусу.

В контрольной работе тяговый баланс автомобиля определяется при его движении по горизонтальной дороге, поэтому сила сопротивления дороги равна силе сопротивления качению. Сила сопротивления качению равна

где Ма-полная масса автомобиля (см. исходные данные);

g=9,81 м/с 2 -ускорение свободного падения;

f- коэффициент сопротивления качению. Возрастает с увеличением скорости движения автомобиля. Для учёта его зависимости от скорости пользуются эмпирической формулой

где f0 — коэффициент сопротивления качению при малой скорости (см. исходные данные).

После определения силы сопротивления качению Ff рассчитывают силу сопротивления воздуха по формуле

где kв-коэффициент сопротивления воздуха, Н*с 2 /м 4 ;

Sм — площадь миделевого сечения автомобиля.

Для грузового автомобиля коэффициент сопротивления воздуха равен kв=0,4…0,6 Н*с 2 /м 4 . Принимаем kв=0,5 Н*с 2 /м 4 .

Площадь миделевого сечения автомобиля можно определить по формуле

где ам — коэффициент заполнения площади. Для грузовых автомобилей ам=0,75…0,9. Принимаем ам=0,75;

В и Н — соответственно ширина и высота автомобиля (см. исходные данные). Площадь миделевого сечения автомобиля составит

Скорость автомобиля определяется по формуле

где we — угловая скорость вращения вала двигателя, рад/с;

Uкп, Uрк, U0 — передаточные числа соответственно коробки передач, раздаточной коробки и главной передачи.

На 5 передаче при we =220 рад/с

Va = 220*0,505/(0,66*7,24) = 23,25 м/с;

Fk = 602*0,66*7,24*0,85/0,505 = 4842 Н;

Ff = 0,015*(1+0,000067*23,25 2 )*14950*9,81=2991Н;

Fв= 0,5*5,44*23,25 2 = 1470 Н.

Результаты расчётов для каждой передачи заносим в таблицу 2. По данным таблицы 2 строим графики тягового баланса автомобиля.

Баланс мощности автомобиля

Баланс мощности автомобиля представляет собой зависимости мощности двигателя Ne, Мощности на ведущих колёсах Nk, и мощностей, расходуемых на преодоление сопротивления дороги N, воздуха Nв и инерции Nj в зависимости от скорости движения автомобиля

где Nтр — мощность, потерянная в трансмиссии;

N — мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги. Для горизонтальной дороги N=Nf;

Nj-мощность инерции автомобиля;

Nв- мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха.

Мощность, потерянная на трение в трансмиссии и мощность. подведённая к ведущим колёсам

Мощности Nf и Nв можно определить, умножив соответствующие силы на скорость движения автомобиля

На 5 передаче при Va = 23,25 м/с

Nk = 132,4 *0,85 = 112,5 кВт;

Nf= 2991*23,25 = 69,6 кВт;

Nв= 1470*23,25 = 34,2 кВт.

Результаты расчётов для каждой передачи заносим в таблицу 3. По данным таблицы 3 строим графики баланса мощности автомобиля.

Динамическая характеристика автомобиля

Динамическая характеристика автомобиля представляет собой зависимость динамического фактора D, рассчитанного для различных передач и коэффициента сопротивления дороги в зависимости от скорости движения автомобиля. Динамический фактор определяется по формуле

Результаты рачётов для каждой передачи заносим в таблицу 2 и строим динамическую характеристику.

Топливно-экономическая характеристика

Топливно-экономическая характеристика представляет собой зависимость путевого расхода топлива на различных передачах в зависимости от скорости при установившихся режимах движения автомобиля. Путевой расход топлива — это количество топлива в литрах, израсходованного на 100 км пути, проходимого автомобилем, который можно определить по уравнению

Внешняя скоростная характеристика двигателя

Основной характеристикой двигателя является его внешняя скоростная характеристика — график зависимости мощности Ne, крутящего момента Ме, удельного расхода топлива gе от угловой скорости коленчатого вала е при максимальной подаче топлива. Внешняя скоростная характеристика определяется экспериментально на заводах по производству двигателей. Для расчёта ВСХ используют эмпирическое уравнение

где а,b,c — эмпирические коэффициенты (см. исходные данные);

Nemax-максимальная мощность двигателя;

wn— скорость вращения вала двигателя при максимальной мощности.

Построение внешней скоростной характеристики производим в диапазоне we от 80 рад/с до 220 рад/с.

Крутящий момент двигателя определяем по формуле

Результаты расчёта внешней скоростной характеристики заносим в таблицу 1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector