Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-7310 и его модификаций

Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-7310 и его модификаций

МАЗ-543/МАЗ-7310 (в народе «Ураган») — советский (с 1992 года белорусский) полноприводный четырёхосный (8×8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года.

Впервые представлен широкой публике года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.

Модификации

  • МАЗ 7310 – прототип базового бортового грузовика (1974 год);
  • МАЗ 73101 – серийное шасси для бортовой машины МАЗ 7310 (1976 год). На основе данной модели разработана аэродромная пожарная техника типа АА-60(7310)-160, АА-60(7310)-160.01, АА-70(7310)-220 и АПС-70(7310)-220.01;
  • МАЗ 7313 – модификация на базе шасси МАЗ 73131 (1983 год). Модель с доработанной конструкцией и увеличенной грузоподъемностью;
  • МАЗ 73132 – укороченная версия шасси МАЗ 7313.

На базе МАЗ 7310 также разрабатывались самосвалы с повышенной проходимостью, лесовозы, пожарные машины и другая спецтехника.

Видео

Технические характеристики

  • Грузоподъёмность: 20000 кг
  • Допустимая масса прицепа: 25000 кг
  • Собственная масса: 23000 кг
  • Полная масса: 43300 кг
  • Габаритные размеры, мм:
    • длина: 11657
    • ширина: 2975
    • высота: 2950
  • База: 2200+3300+2200 мм
  • Колея: 2375 мм
  • Дорожный просвет: 400 мм
  • Радиус поворота: 13500 мм
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Тормозной путь со скорости 40 км/ч: 21 м
  • Двигатель: Д12А-525А, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый
  • Рабочий объём: 38,8 л
  • Максимальная мощность: 525 л. с. (386,1 кВт) при 2000 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент: 225 кгс·м (2206 Н·м) при 1400 об/мин.
  • Гидромеханическая передача:
    • гидротрансформатор: четырёхколёсный, одноступенчатый
    • коробка передач: трёхступенчатая, планетарная с ручным управлением переключения передач
  • Раздаточная коробка: механическая, двухступенчатая с межосевым дифференциалом
  • Колесная передача: планетарная
  • Передаточные числа:
    • коробки передач: I-3,2; II-1,8; III-1,0; задний ход-1,6
    • раздаточной коробки: I-1,88; II-1,0
    • колесной передачи: 5,1
  • Подвеска: торсионная, независимая всех колёс
  • Размер шин: 1500×600—635
  • Платформа: с пятью откидными металлическими бортами
  • Внутренние размеры платформы: 7222×2848×707
  • Погрузочная высота: 1850 мм
  • Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160А на шасси МАЗ-7310, аэропорт в Киргизстане

    Ракетно-пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» (SS-12 Scaleboard по классификации НАТО) на шасси МАЗ-543П в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

    РСЗО «Смерч» на шасси МАЗ-543М

    Ракетно-пусковая установка SCUD-2 (Скад-2) в Афганистане

    ТЗМ 5Т92 на шасси МАЗ-543М противоракетного комплекса А-135.

    В игровой и сувенирной индустрии

    • Масштабная модель МАЗ-7310 в четырёх модификациях (бортовой и пожарный) производится в г. Казани на НПО «Элекон». Масштаб 1:43. Достаточно крупная и тяжёлая модель изготовлена из металла и пластика. Бортовые модели и модели с цистернами мало чем отличаются друг от друга, кроме цвета. Пожарная от модели аэрофлот отличается цветом и наличием пожарного оборудования.
    • Масштабная модель боевой машины БМ-30 (9А52-2) ракетной системы залпового огня РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М производилась фирмой GE Fabbri и вышла в журнальной серии «Русские танки» (выпуск 29, октябрь 2011 г.). Масштаб 1:72. Модель изготовлена из металла и пластика.
    • Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543, а также РСЗО 9К58 «Смерч» производились фирмой Trumpeter. Масштаб 1:35.
    • Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации бортовой производилась издательством «ЮТ для умелых рук». Масштаб 1:32.
    • Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась издательством «Левша». Масштаб 1:30.
    • Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7911 производилась фирмой Modelcollect. Масштаб 1:72
    • Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась фирмой A&A Models. Масштаб 1:72. Набор был представлен в штандартах Киевского аэропорта Жуляны, на широком торце крышки боковины 2-х Жулянских, 1-го Жуковского и 2-х Алма-Атинских схем маркировок.
    • Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации Радиолокатор 30Н6Е1 производилась фирмой PST Models. Масштаб 1:72.
    • Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543 производилась фирмой Toxsomodel. Масштаб 1:72.
    • Дальнобойщики 2 (игра) — грузовик Шторм Т2310 основан на МАЗ-7310.
    • В игре SpinTires носит название «модель E-7310».
    • В игре Command & Conquer: Generals пусковая установка Скад, артиллерия ГАО, основана на МАЗ-7310.
    • В игре Operation Flashpoint:Cold War Crisis и ArmA II: Operation Arrowhead в виде 9К72 «Эльбрус»
    • В игре Grand Theft Auto V — ракетоноситель на базе МАЗ-7310.
    • В игре Fallout 76 — пожарная машина.

    Двигатель

    Для модели МАЗ 7310 использовался дизельный агрегат Д-12-525А, основанный на базе двигателя В-2, устанавливаемого в танковую технику. Мотор имеет 12-цилиндровую конфигурацию с V-образным расположением, всережимный регулятор частоты вращения механического типа и водяное охлаждение со струйным распылением горючего. Подобная схема оптимально подходит для автомобиля с колесной формулой 8 на 8. Агрегат обеспечивает отличную тягу даже для тяжелой техники и позволяет эффективно перемещать грузы большой массы.

    Характеристики двигателя Д-12-525А:

    • рабочий объем – 38,8 л;
    • номинальная мощность – 386,1 (525) кВт (л.с.);
    • максимальный крутящий момент – 2206 Нм;
    • заявленный ресурс работы – 55000 км.

    Средний расход топлива составлял 176 г/л.с. в час (приблизительно 98-125 л/час). В базовом исполнении автомобиль оснащался 2 топливными баками (емкость каждого – 420 л). Однако суммарную вместимость можно было увеличить до 1220 л.

    Устройство

    МАЗ 7310 имеет специфичную конструкцию, отличающую его от других автомобилей. Модель оснащается 4 ведущими мостами с односкатными колесами, укомплектованными широкопрофильными шинами с большим протектором, что позволяет перемещаться по бездорожью. Техника имеет механизм централизованной регулировки давления в шинах. Основу конструкции составляет мощная клепано-сварная рама с необычной формой, вогнутой в средне части (состоит из 2 сварных балок). Швеллерные поперечины с полуэллиптической конфигурацией рассчитаны на погрузку оборудования большой массы.

    Для серии МАЗ 7310 применяется независимая торсионная подвеска, управляемыми являются колеса первой и второй осей. Тормозную систему автомобиль полностью позаимствовал у модели МАЗ 537 (основная тормозная система с барабанными элементами и пневмогидравлическим приводом и трансмиссионный стояночный тормоз).

    Управление машиной осуществляется при помощи 3-ступенчатой гидромеханической трансмиссии, представленной одноступенчатым гидротрансформатором и 3-скоростной планетарной коробкой передач с ручным управлением для переключения скоростей (3 передачи вперед, 1 передача назад). В составе трансмиссии присутствует механическая 2-ступенчатая раздаточная коробка передач с межосевым дифференциалом.

    Специфика использования МАЗ 7310 требовала разделения цельной кабины, используемой в классических грузовиках. В итоге автомобиль получил 2 боковые кабины, между которыми располагалось пространство, куда можно было разместить различные устройства. Кабины закрытого типа устанавливались друг за другом и вмещали по 2 человека каждая. Они изготавливались из полиэфирной смолы, дополнительно армированной стеклопластиком. В салоне присутствовала вентиляционная система. Отопитель эффективно обогревал помещение даже в сильные морозы. В салоне также устанавливались радиостанция, переговорные устройства и вентилятор с обдувом переднего стекла. Особого комфорта кабины не предусматривали, но позволяли перемещаться в сравнительно неплохих условиях.

    В качестве базового кузова использовалась большая платформа с 5 металлическими откидными бортами. Также МАЗ 7310 мог работать совместно с двухосным МАЗ 8385 в составе автопоезда, что существенно увеличивало показатели машины.

    Цена нового и б/у

    Купить МАЗ 7310 весьма проблематично, поскольку в свободной продаже данных грузовиков практически нет ввиду специфики их применения. Модели на ходу предлагаются по цене 0,6-1,2 миллиона рублей (1980-е года выпуска).

    Пожарные автомобили на базе МАЗ 7310

    Пожарный МАЗ 7310 белорусского производства имеет долгую историю. Он создавался на базе 537-й серии, выпущенной еще в 1959 году. Серийный выпуск универсальных тягачей было налажено, в первую очередь, для военных целей. Позже, в 1979 году, полноприводное четырехосное шасси стало прототипом для пожарного автомобиля.

    1. История создания
    2. Характеристики базовой версии
    3. Модификации для пожаротушения
    4. АА-60
    5. Модификации АА-60
    6. АА-70

    История создания

    Следующей после 537-й серии стала военная модификация МАЗ-543. В ней от предыдущей версии остались только рама и оси, добавились улучшенные узлы, была повышена скорость и динамические показатели. Благодаря им автомобиль был назван «Ураганом», что отражало его мощь и вездеходность. Первые сошедшие с конвейера модели были направлены в Волгоград, где использовались в испытаниях пусковых ракетных установок.

    В 1974 году увидел свет прототип грузового автомобиля МАЗ-7310. Здесь появилась бортовая платформа, но допоборудование и возможность эксплуатировать в составе автопоезда были удалены. Конвейерное производство было запущено только через 2 года – в 1976 году.

    Тягачи МАЗ 7310 использовались в основном для буксировки прицепов и транспортировки грузов. Цельнометаллическая грузовая платформа с высокими бортами позволяла перевозить крупногабарит – высота бортов достигала 2 м. Также здесь появились новые усовершенствованные 14-слойные шины, усиленная задняя подвеска.

    За два года до запуска автомобиля в серийное производство он прошел испытания в 21 НИИИ. Военный МАЗ 7310 времен СССР в армии использовался в ограниченных количествах, основное применение нашёл в грузоперевозках.

    Тягач МАЗ 7310 со средствами пожаротушения на борту используется для борьбы с огнем на аэродромах. Комплектуется цистерной для хранения воды общим объемом 12 т и емкостью с пенообразователем. «Пожарки» на базе детища Минского автозавода активно используются в странах постсоветского пространства и сегодня.

    Характеристики базовой версии

    Полноприводный грузовой автомобиль модификации МАЗ 7310 оснащен бортовой платформой и относится к классу тяжелых колесных тягачей. Технические характеристики МАЗ 7310 (базовая версия):

    • габариты 11657/2975/2950 мм (длина/ ширина/ высота);
    • передняя и задняя колея – 2375 мм;
    • клиренс – 400 мм;
    • радиус поворота 13500 мм;
    • полная масса до 43,3 т, снаряженная – 23 т, грузоподъемность – до 20т;
    • при буксировке прицепа его вес до 65 т.

    В качестве двигателя для этой модели тягача использовались мощные дизельные агрегаты серии Д-12-525А на базе мотора В-2, который активно применялся в составе танковой техники. Здесь реализовано струйное распыление топлива и водяное охлаждение. Колёсная формула «8 на 8» в комплектации с таким двигателем обеспечивает высокую тягу даже таким тяжелым автомобилям, позволяет перемещать тяжелые грузы на большие расстояния.

    Рабочий объем двигателя составляет 38,8 л, номинальная мощность – 525 лошадиных сил. Заявленный ресурс работы мотора – 55 тысяч км. Расход топлива – один из тех моментов, которые не позволяют активно использовать эти автомобили в гражданских целях – до 125 л/ч. В базовой версии присутствуют два топливных бака объемом по 420 л, возможно увеличение ёмкости до 1220 л.

    Коробка передач определяет, сколько скоростей в МАЗ 7310. Здесь она трехступенчатая, с управлением вручную, механическая.

    Модификации для пожаротушения

    Аэродромные авто для тушения пожаров на базе образца 7310 отличаются добротностью и производительностью, поэтому используются и сейчас.

    Созданный на основе шасси МАЗ-543 автомобиль для пожаротушения создан в КБ-8 г. Прилуки. Его отличительной особенностью можно считать мощный насос, производительность которого составляет 60 л/с. В серийное производство поступил ещё в 1973 году на заводе пожарной техники в городе Прилуки.

    Характеристики МАЗ 7310 модификации АА-60:

    1. Предназначение. Используется для подавления огня в аэропортах непосредственно в самолётах и строениях, сооружениях. Благодаря своим габаритам такой автомобиль используется и для доставки личного состава, а также оборудования и специальных средств пожаротушения.
    2. Подача воды может осуществляться из открытых источников (водоемов), водопровода или из цистерны. Также может использовать воздухамеханическую пену при помощи пенообразователя из сторонней или собственной емкости.
    3. Условия эксплуатации. Может использоваться при экстремально низких или высоких температурах в любых климатических зонах страны.
    4. Основные характеристики. Оснащен пенообразователем объёмом 900 л, карбюраторным двигателем мощностью 180 л. с. Особенность насоса в том, что он может работать при разной скорости движения.

    Автомобиль адаптирован для работы при любой температуре. Основной двигатель, насосы и цистерны в холодное время года обогреваются системой электрического подогрева, которая питается от генератора. Если он выходит из строя, возможен подогрев от бензиновой системы.

    Управление лафетным стволом можно осуществлять вручную или из кабины водителя. Также здесь есть переносные установки в количестве 2 штук, которые применяются для тушения огня в салоне или кабине самолёта, а также в закрытых помещениях.

    Модификации АА-60

    Основная версия пожарного автомобиля АА-60 была несколько раз усовершенствована и получила три модификации:

    1. АА-60(543)-160. Аэродромный тяжёлый автомобиль для пожаротушения, созданный на основе шасси МАЗ-543. Имеет аналогичные базовой версии технические характеристики, основные отличия – увеличенный объем цистерны для воды, вместительность которой составляет 11000 л. Выпускался ограниченным тиражом.
    2. АА-60(7310)-160.01. Пожарные автомобили для использования на аэродромах, созданные непосредственно на базе МАЗ 7310. Запас воды здесь составляет 12000 л, также реализован автономный привод насоса. Выпускался в течение 4 лет – в 1978–82 годах.
    3. АА-60(7313)-160.01А. Еще одна модификация аэродромного автомобиля для тушения огня, который выпускался с 1982 г.

    В 1986 году МАЗ-7310 заменил последователь МАЗ-7313 – 21-тонный грузовик, а также его модифицированная версия МАЗ-73131 с нагрузкой почти 23 т. Все они базировались на том же МАЗ-543.

    Эта модификация пожарного автомобиля также разработана в городе Прилуки в 1981 году на базе шасси МАЗ-73101. Это – усовершенствованная версия АА-60, основные отличия которой:

    • дополнительный бак для хранения порошка;
    • сниженный запас воды;
    • высокопроизводительный насос.

    Кузов вмещает 3 цистерны – для порошка объёмом 2200 л, для пенообразователя 900л, и для воды 9500 л.

    Кроме тушения объектов на аэродроме автомобиль может использоваться для тушения эстакад с нефтепродуктами, резервуаров общей высотой до 6 м.

    Эксплуатация спецтехники МАЗ 7310, которая несет на своем борту средства пожаротушения, ведется сегодня на аэродромах по прямому назначению во многих странах постсоветского пространства. Такие автомобили не только адаптированы под суровые климатические условия северных регионов, но и соответствуют всем нуждам расчётов при борьбе с пламенем в самолётах и сооружениях на аэродромах.

    Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-7310 и его модификаций

    Тяжелый грузовой автомобиль МАЗ-7310 Ураган представляет собой гражданскую версию машины модели 543. Серийный выпуск техники начался в 1976 году. Вездеход применяется как бортовой грузовик, а также как платформа для монтажа пожарных и специальных надстроек.

    История создания

    Разработка нового армейского вездехода, предназначенного для перевозки военной техники и монтажа ракетного вооружения, началась на заводе МАЗ в конце 50-х годов. Конструкция машины базировалась на узлах уже выпускавшегося МАЗ-537. Благодаря этому, создание грузовика завершилось уже в 1962 году. Новый вездеход, получивший обозначение МАЗ-543, был представлен общественности в 1965 году в ходе парада, посвященного годовщине Октябрьской революции. Показанные машины были оснащены пусковой установкой для ракеты 9К72 Эльбрус.

    Спустя 9 лет на ВДНХ был представлен гражданский бортовой вариант автомобиля. Техника отличалась упрощенной конструкцией, в которой отсутствовало армейское специальное оборудование. Поставки начались через 2 года, но широкого распространения в автохозяйствах вездеход не получил. Основной объем выпущенных машин поставлялся на стройки нефтяных и газовых магистралей в Сибири. Также техника применялась как специальный аэродромный пожарный автомобиль и в роли балластного тягача.

    Технические характеристики

    В основе автомобиля лежит рама, изготовленная из элементов заклепками и сваркой. Боковые лонжероны оснащены внутренними усиливающими накладками. Элементы размещены по верхней и нижней кромкам по всей длине. Передняя часть рамы оснащена бампером и буксирным прибором, сзади на боковой поверхности лонжеронов установлены буксировочные проушины.

    В качестве силовой установки используется V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А-525А.

    Мотор оснащен системой подачи воздуха под атмосферным давлением и механическим плунжерным насосом. Силовой агрегат развивает максимальную мощность 525 л.с. при 1400 об/мин. С двигателем соединена повышающая передача, крутящий момент от которой поступает на гидравлический 1-ступенчатый трансформатор.

    В паре с трансформатором работает планетарная 3-скоростная коробка передач. Распределение мощности по мостам выполняется при помощи механического раздаточного редуктора. В конструкции узла имеются 2 скорости и дополнительный межосевой дифференциал с возможностью блокировки. На каждой оси имеется колесная передача и дополнительный планетарный редуктор в ступице. Передача крутящего момента между узлами выполняется карданными валами.

    Вездеход оснащен индивидуальной торсионной подвеской для каждого колеса. В конструкции имеются дополнительные рычаги, обеспечивающие ход колеса в вертикальной плоскости и фиксацию в горизонтальной. Для снижения жесткости работы узла используется гидравлический амортизатор. На управляемых колесах установлен поворотный кулак с шарниром равных угловых скоростей.

    Размеры и технические характеристики автомобиля в стандартной поставке:

    • длина — 11657 мм;
    • ширина — 2975 мм;
    • база передней и задней тележки — 2200 мм;
    • расстояние между внутренними осями тележек — 3300 мм;
    • высота — 2950 мм;
    • клиренс — 400 мм;
    • грузоподъемность — 20000 кг;
    • вес в снаряженном состоянии — 23000 кг;
    • масса прицепа — 25000 кг;
    • скорость движения по шоссе — 60 км/ч;
    • запас топлива — 520 л в основных баках и 180 л в резервном;
    • расход горючего — 125 л на 100 км (по шоссе);
    • длина автопоезда с прицепом МАЗ-8385 — 20500 мм.

    На вездеходе установлено 2 кабины, между которыми находится моторный отсек. Каждая кабина рассчитана на 2 человек, в боковых панелях имеется по 2 двери. Лобовые стекла жестко зафиксированы в проемах, оснащены очистителями. Для отопления кабин установлены индивидуальные радиаторы, подключенные к системе охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через соты осуществляется при помощи электрических вентиляторов.

    Кабина левого борта оборудована рулевой колонкой, рычагом для переключения скоростей и другими органами управления. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем для каждого из 2 мостов. При повороте происходит отклонение колес на 1 и 2 оси на различный угол. Вездеход оснащен барабанными тормозными механизмами с пневматическим управлением.

    Модификации

    На основе 4-осного грузовика существовал ряд модификаций:

    1. Первый прототип нового гражданского автомобиля был построен с бортовой цельнометаллической платформой. В дальнейшем подобные машины строились серийно под индексом 7310. Конструкция предусматривала совместную эксплуатацию с 2-осным прицепом МАЗ-8385.
    2. Для эксплуатации в качестве плетевоза и монтажа различного оборудования завод поставлял шасси модели 73101. На основе шасси строились аэродромные пожарные автомобили моделей АА-60-160 и 160-01, а также АА-70-220 и АПС-70.
    3. На основе шасси стандартной длины производился кран КС-5573, предназначенный для перемещения груза весом 25 т. Техника применялась при строительстве нефтепроводов в труднодоступных районах Западной Сибири.
    4. Доработанное шасси с увеличенной на 1000 кг грузоподъемностью получило индекс МАЗ-73131. Автомобиль серийно выпускался с начала 1983 года. Бортовой грузовик с аналогичными изменениями в конструкции обозначался как МАЗ-7313.
    5. Для монтажа специального оборудования поставлялся вариант шасси, который отличался укороченными лонжеронами рамы на заднем свесе и уменьшенной до 1700 мм базой задней тележки. Одновременно уменьшалось до 2470 мм расстояние между внутренними осями тележек. На основе шасси строился малыми сериями самосвал МАЗ-7510, рассчитанный на перевозку 11,5 м³ грунта с весом до 19000 кг. Применение укороченного шасси позволило снизить общую длину автомобиля до 10235 мм.
    6. Балластный тягач МАЗ-73132, построенный на укороченной версии машины. Использовался на армейских аэродромах для буксировки самолетов.
    7. На доработанном шасси монтировались крановые установки КС-6571, предназначенные для работы с грузом весом 40 т. Выпуск машин осуществлялся заводом «Им. Январского восстания», располагавшимся в Одессе.

    Производство вездехода завершилось, поэтому приобрести новый экземпляр невозможно. Списанная техника иногда появляется в продаже, стоимость машин начинается от 0,5 млн рублей. Экземпляры, находящиеся в хорошем техническом состоянии, оцениваются в 1 млн рублей и выше. Краны на базе вездехода 7310 стоят от 1,5 млн рублей. Предложения о лизинге встречаются редко, цена аренды зависит от типа установленного оборудования.

    МАЗ 7310

    МАЗ 731 – советский полноприводный грузовой автомобиль тяжелой категории, имеющий колесную формулу 8 на 8.

    История модели тесно связана с МАЗ 543, разработанным подразделением Минского автозавода, занимающимся производством спецтехники. Тяжелый 4-осный автомобиль был представлен в 1962 году и предназначался для перевозки оборудования по любой местности независимо от погодных условий. Модель могла эксплуатироваться при температуре от -40 до +50 градусов. В 1967 году Минский автозавод представил шасси МАЗ 543А с иной компоновкой моторного отсека, позволившей нарастить грузоподъемность до 22 тонн.

    В 1974 году производитель разработал новую модель – МАЗ 7310. Автомобиль был построен на базе МАЗ 543А и отличался от него отсутствием спецоборудования. Серия предназначалась для использования в военных и гражданских целях. Основным применением модели стала доставка тяжелых грузов в особо отдаленные районы страны с суровым климатом. Большой топливный бак (до 1220 л) позволял преодолевать огромные расстояния (до 1500 км) на территории, где отсутствовали станции заправки и ремонта.

    В 1983 году конструкция МАЗ 7310 была доработана. При сохранении прежней массы грузоподъемность удалось увеличить на 1 тонну. Бортовая модификация обновленной версии получила индекс МАЗ 7313, шасси – МАЗ 73131.

    Модификации

    • МАЗ 7310 – прототип базового бортового грузовика (1974 год);
    • МАЗ 73101 – серийное шасси для бортовой машины МАЗ 7310 (1976 год). На основе данной модели разработана аэродромная пожарная техника типа АА-60(7310)-160, АА-60(7310)-160.01, АА-70(7310)-220 и АПС-70(7310)-220.01;
    • МАЗ 7313 – модификация на базе шасси МАЗ 73131 (1983 год). Модель с доработанной конструкцией и увеличенной грузоподъемностью;
    • МАЗ 73132 – укороченная версия шасси МАЗ 7313.

    На базе МАЗ 7310 также разрабатывались самосвалы с повышенной проходимостью, лесовозы, пожарные машины и другая спецтехника.

    Видео

    Технические характеристики (базовая версия)

    Габаритные размеры:

    • длина – 11657 мм;
    • ширина – 2975 мм;
    • высота – 2950 мм;
    • колесная база – 2200 (+3300+2200) мм;
    • передняя колея – 2375 мм;
    • задняя колея – 2375 мм;
    • дорожный просвет – 400 мм;
    • радиус поворота – 13500 мм.

    Весовые характеристики:

    • снаряженная масса – 23000 кг;
    • грузоподъемность – 20000 кг;
    • полная масса – до 43300 кг;
    • масса буксируемого полуприцепа – 65000 кг.

    МАЗ 7310 мог оснащаться платформой с 5 откидными металлическими бортами и следующими характеристиками:

    • длина – 7222 мм;
    • ширина – 2848 мм;
    • высота – 707 мм;
    • погрузочная высота – 1850 мм.

    Максимальная скорость модели составляла 60 км/час, тормозной путь на скорости 40 км/час – 21 м.

    Двигатель

    Для модели МАЗ 7310 использовался дизельный агрегат Д-12-525А, основанный на базе двигателя В-2, устанавливаемого в танковую технику. Мотор имеет 12-цилиндровую конфигурацию с V-образным расположением, всережимный регулятор частоты вращения механического типа и водяное охлаждение со струйным распылением горючего. Подобная схема оптимально подходит для автомобиля с колесной формулой 8 на 8. Агрегат обеспечивает отличную тягу даже для тяжелой техники и позволяет эффективно перемещать грузы большой массы.

    Характеристики двигателя Д-12-525А:

    • рабочий объем – 38,8 л;
    • номинальная мощность – 386,1 (525) кВт (л.с.);
    • максимальный крутящий момент – 2206 Нм;
    • заявленный ресурс работы – 55000 км.

    Средний расход топлива составлял 176 г/л.с. в час (приблизительно 98-125 л/час). В базовом исполнении автомобиль оснащался 2 топливными баками (емкость каждого – 420 л). Однако суммарную вместимость можно было увеличить до 1220 л.

    Устройство

    МАЗ 7310 имеет специфичную конструкцию, отличающую его от других автомобилей. Модель оснащается 4 ведущими мостами с односкатными колесами, укомплектованными широкопрофильными шинами с большим протектором, что позволяет перемещаться по бездорожью. Техника имеет механизм централизованной регулировки давления в шинах. Основу конструкции составляет мощная клепано-сварная рама с необычной формой, вогнутой в средне части (состоит из 2 сварных балок). Швеллерные поперечины с полуэллиптической конфигурацией рассчитаны на погрузку оборудования большой массы.

    Для серии МАЗ 7310 применяется независимая торсионная подвеска, управляемыми являются колеса первой и второй осей. Тормозную систему автомобиль полностью позаимствовал у модели МАЗ 537 (основная тормозная система с барабанными элементами и пневмогидравлическим приводом и трансмиссионный стояночный тормоз).

    Управление машиной осуществляется при помощи 3-ступенчатой гидромеханической трансмиссии, представленной одноступенчатым гидротрансформатором и 3-скоростной планетарной коробкой передач с ручным управлением для переключения скоростей (3 передачи вперед, 1 передача назад). В составе трансмиссии присутствует механическая 2-ступенчатая раздаточная коробка передач с межосевым дифференциалом.

    Специфика использования МАЗ 7310 требовала разделения цельной кабины, используемой в классических грузовиках. В итоге автомобиль получил 2 боковые кабины, между которыми располагалось пространство, куда можно было разместить различные устройства. Кабины закрытого типа устанавливались друг за другом и вмещали по 2 человека каждая. Они изготавливались из полиэфирной смолы, дополнительно армированной стеклопластиком. В салоне присутствовала вентиляционная система. Отопитель эффективно обогревал помещение даже в сильные морозы. В салоне также устанавливались радиостанция, переговорные устройства и вентилятор с обдувом переднего стекла. Особого комфорта кабины не предусматривали, но позволяли перемещаться в сравнительно неплохих условиях.

    В качестве базового кузова использовалась большая платформа с 5 металлическими откидными бортами. Также МАЗ 7310 мог работать совместно с двухосным МАЗ 8385 в составе автопоезда, что существенно увеличивало показатели машины.

    Цена нового и б/у

    Купить МАЗ 7310 весьма проблематично, поскольку в свободной продаже данных грузовиков практически нет ввиду специфики их применения. Модели на ходу предлагаются по цене 0,6-1,2 миллиона рублей (1980-е года выпуска).

    МАЗ-7310

    МАЗ-543/МАЗ-7310 «Ураган» — советский (с 1992 года белорусский) полноприводный четырёхосный (8×8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года.

    Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет.

    Содержание

    Модификации

    • МАЗ-543П — базовое шасси грузоподъёмностью 19600 кг. Основа для пусковых установок 9П117 (ракетного комплекса 9К72) и 9П120 (9К76 «Темп-С»);
    • МАЗ-543А (1967) — шасси с увеличенной до 22000 кг грузоподъёмностью за счет перекомпоновки моторного отделения. На её базе создан ряд специальных машин, в том числе 9К58 «Смерч», аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 (1973), аварийно-спасательный автомобиль АА-70(543)-172, специальный кран КС-5571 (середина 1970-х);
    • МАЗ-543М (начало 1970-х) — вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью (дополнительный моторный отсек, демонтированная правая кабина, увеличенная площадь за кабиной экипажа, большая грузоподъёмность). На шасси была создана машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных комплексов, а также других элементов разнообразных военных комплексов;
    • МАЗ-7310 (1974) — прототип грузовика с бортовой платформой;
    • МАЗ-73101 (1976) — серийное шасси бортового автомобиля МАЗ-7310. Основное отличие от МАЗ-543А — отсутствие специального оборудования. МАЗ-7310 мог эксплуатироваться с двухосным МАЗ-8385, при этом длина автопоезда достигала 20550 мм;
    • МАЗ-7313 (шасси — МАЗ-73131, январь 1983) — шасси доработанной конструкции и увеличенной на 1 тонну грузоподъёмности при неизменном собственном весе;
    • МАЗ-73132 — укороченный вариант шасси.
    • Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 на шасси МАЗ-543А, аэропорт в Киргизстане

      Ракетно-пусковая установка 9К72 (Р-11) (SCUD B или SS-1 по классификации НАТО) на шасси МАЗ-543П

      Ракетно-пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» (SS-12 Scaleboard по классификации НАТО) на шасси МАЗ-543П в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

      РСЗО «Смерч» на шасси МАЗ-543М

      Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) стратегического ракетного комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-543М в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

      Ракетно-пусковая установка SCUD-2 (Скад-2) в Афганистане

      Технические характеристики

      • Грузоподъёмность: 20000 кг
      • Допустимая масса прицепа: 25000 кг
      • Собственная масса: 23000 кг
      • Полная масса: 43300 кг
      • Габаритные размеры, мм:
        • длина: 11657
        • ширина: 2975
        • высота: 2950
      • База: 2200+3300+2200 мм
      • Колея: 2375 мм
      • Дорожный просвет: 400 мм
      • Максимальная скорость: 60 км/ч
      • Тормозной путь со скорости 40 км/ч: 21 м
      • Двигатель: Д12А-525А, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый
      • Рабочий объём: 38,8 л
      • Максимальная мощность: 525 л.с. (386,1 кВт)при 2000 об/мин
      • Максимальный крутящий момент: 225 кгс·м (2206 Н·м) при 1400 об/мин
      • Гидромеханическая передача:
        • гидротрансформатор: четырёхколёсный, одноступенчатый
        • коробка передач: трёхступенчатая, планетарная с ручным управлением переключения передач
      • Раздаточная коробка: механическая, двухступенчатая с межосевым дифференциалом
      • Колесная передача: планетарная
      • Передаточные числа:
        • коробки передач: I-3,2; II-1,8; III-1,0; задний ход-1,6
        • раздаточной коробки: I-1,88; II-1,0
        • колесной передачи: 5,1
      • Подвеска: торсионная, независимая всех колёс
      • Размер шин: 1500×600—635
      • Платформа: с пятью откидными металлическими бортами
      • Внутренние размеры платформы: 7222×2848×707
      • Погрузочная высота: 1850 мм

      В игровой и сувенирной индустрии

      Масштабная модель МАЗ-7310 в двух модификациях (бортовой и пожарный) производится в г. Казани на НПО «Элекон». Масштаб 1:43. Достаточно крупная и тяжёлая модель изготовлена из металла и пластика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector