Технические характеристики и устройство грузового автомобиля камаз-43105

КАМАЗ-4310: Технические характеристики, Фото, Видео

КАМАЗ-4310 — основная модель грузового автомобиля увеличенной проходимости Камского автомобильного завода. Впервые сошла с конвейера в 1979 году, большая часть грузовиков собиралась для нужд армии СССР. Уже в базовом исполнении предлагалась с постоянным полным приводом. Комплектовалась цельнометаллическим кузовом, двигателями КАМАЗ-740.10/740.20 и четырьмя карданными валами.

Прочное шасси автомобиля в сочетании с колесной формулой 6х6 обеспечивает перевозку любых грузов даже в условиях бездорожья. Он способен преодолевать крутые спуски и подъемы, а также водные преграды глубиной до полутора метров. В дальнейшем различные версии КАМАЗ-4310 стали широко использоваться в хозяйственной деятельности.

Модификации КАМАЗ-4310

Грузовик имеет немного серийных модификаций в сравнении с другими автомобилями Камского автопредприятия. При этом каждая из выпущенных на рынок моделей была широко востребована.

  • КАМАЗ-43101 — выпускался с 1989 по 2000 год, усовершенствованная версия предшественника с увеличенной грузоподъемностью. Предлагался в специальных комплектациях для нужд сельского хозяйства со скамейками и возможностью буксировки прицепа. В базовом исполнении имел лебедку с ленточным тормозом и опционально спальное место. Оснащался звуко- и теплоизоляцией.
  • КАМАЗ-43105 — поставлялся на рынок без лебедки как многоцелевой автомобиль гражданского назначения.
  • КАМАЗ-43106 — версия, идентичная модели 43105, но с модернизированной подвеской и более производительным двигателем КАМАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Обе модификации могли транспортировать прицеп ГКБ-8350, предлагавшийся в открытом и тентовом исполнении.

Во второй половине 90-х годов была выпущена особая модификация КАМАЗ-43114 для армии, а также гражданские версии 43115 и 43118. Последняя оснащалась увеличенной грузовой платформой. Разработанный на базе грузовика 4310 полноприводный седельный тягач КАМАЗ 4410 имеет повышенную проходимость при относительно небольшой массе. При полной массе 19 тонн автомобиль используется в составе автопоезда общим весом 32 тонны.

Нестандартная модификация грузовика — «Тайфун-1». Это бронированная версия разработана для доставки военнослужащих и сотрудников силовых структур к месту проведения военных и антитеррористических операций. Спортивная модификация для КАМАЗ-С-4310 создана для участия в протяженных ралли-рейдах заводской команды. Комплектовалась форсированным двигателем мощностью 290 л.с, улучшенной системой смазки, поршнями с переменным профилем и адаптированными для повышенных нагрузок амортизаторами.

Технические характеристики КАМАЗ-4310

Машина имеет полную массу 15 тонн, показатели снаряженной массы 8,4 тонны. Заявленная грузоподъемность составляет 6 тонн. Габаритные параметры:

  • длина — 7,65 м;
  • ширина — 2,5 м;
  • высота — 2,9 м.

Дорожный просвет грузовика — 36,5 см, радиус наружного поворота 11,2 метра, величина колеи задних и передних колес — 20,1 см.

Двигатели

Грузовик комплектовался дизельными атмосферными V-образными двигателями КАМАЗ-740.10 и 740-20 мощностью 210 и 220 л.с и рабочим объемом 10,9 литра. В первых модификациях они были лишены турбонаддува и другой вспомогательной электроники. Это позволяло бесперебойно работать в сильные морозы. При запуске в холодную погоду предусмотрен подогрев электрофакельных свечей. Моторы предлагаются с изолированным узлом жидкостного охлаждения.

В более поздних версиях автомобиль оснащался восьмицилиндровыми моторами мощностью 430 л.с.

Динамические параметры

Автомобиль отличается приемлемыми динамическими показателями для своего класса. Разгон до 60 км/ч занимает 35 секунд, а его крейсерская скорость составляет 85 км/ч (в составе автопоезда 80 км/ч). Тормозной путь при скорости 40 км/ч занимает 17,2 метров. Выбег грузовика с 50 км/ч достигает 600 метров. Предельный угол подъема составляет 30%.

Тормоза

Машина получила рабочую тормозную систему барабанного типа и двухконтурным пневмоприводом. Запасной тормоз совмещен с пневматическим стояночным. Также предусмотрен вспомогательный механизм в формате моторного замедлителя, оснащенный пневмоприводом. Для более надежного функционирования системы предусмотрена термодинамическая осушка сжатого воздуха.

Электрооборудование

Бортовое напряжение КАМАЗ-4310 — 24В. Грузовик комплектуется двумя аккумуляторами (6СТ-190ТР/190ТМ), трехфазным генератором Г288-Е переменного тока и регулятором напряжения.

Лебедка

Механизм предназначен для преодоления труднопроходимых участков методом самовытаскивания и помощи другим транспортным средствам. Конструктивно состоит из редуктора, нажимного ролика, троса, барабана, тросоукладчика и поперечной балки. Может использоваться в качестве подъемного устройства. Трос выдвигается в длину до 83 метров.

Находится в задней части грузовика с выдачей троса в заднем направлении (по запросу заказчиков предлагался с выдачей вперед). На модификациях для перевозки леса расположен в среднем сегменте рамы. Усиление на лебедку выполняется через карданную передачу по мере увеличения скорости.

Кабина

На современные модели грузовиков устанавливается трехместная металлическая кабина, которую опционально можно дополнить спальным местом. Она фиксируется на несущей раме, опрокидывание на угол до 60° выполняется с помощью гидравлического подъемника. Основу конструкции составляет силовой каркас, на котором закрепляются двери, крыша, задняя панель и другие элементы.

Подрессоренное сиденье водителя гарантирует мягкость посадки и настраивается по массе, длине и величине наклона спинки. Комфортный микроклимат в холодное время года поддерживает калориферный отопитель. Кабина защищена от вибрационных нагрузок, предусмотрена звукоизоляция.

Интерьер выглядит аскетично по сравнению с зарубежными аналогами. Здесь свою роль сыграло армейское прошлое грузовика, где главное не комфорт передвижения, а надежность.

Кузов и платформа

Модели в стандартном исполнении оснащаются металлическим кузовом с откидывающимся задним бортом. Существуют модификации с тремя откидными бортами, которые востребованы в сельском хозяйстве.

Платформа КАМАЗ-4310 предназначена для транспортировки людей (в случае установки продольных скамеек) и грузов. В ее основании находится прочный каркас, состоящий из крайних профилей, стальных продольных усилителей, обвязок и балок.

Конструкция бортов включает каркас и профилированную панель, выполненную из листовой стали. Передний борт имеет прочную фиксацию с основанием платформы. Между боковыми бортами расположены вертикальные откидные стойки, жестко закрепленные болтами. Версии КАМАЗ-43105 оснащаются каркасом с тентом. Есть возможность размещения ящика ДК-4Д на передний борт.

Трансмиссия

Автомобиль получил универсальную трансмиссию и полный привод. Пятиступенчатая МКПП имеет синхронизаторы на 2-5 скоростях. Раздаточная коробка комплектуется цилиндрическим планетарным межосевым дифференциалом и двухступенчатым редуктором. Дифференциал равномерно раздает крутящий момент на шесть колес. Управление раздаткой осуществляется дистанционно посредством электропневматического привода.

Передача мощности от двигателя к мостам выполняется с помощью карданной передачи. Грузовик поставлялся с четырьмя карданами — промежуточным, а также для привода переднего, заднего и среднего моста.

Конструкция рулевого механизма включает винт с шариковой гайкой и поршень-рейку. Последняя работает совместно с зубчатым сектором вала сошки. Более поздние модификации получили встроенный гидроусилитель с передаточным числом 20.

КАМАЗ-4310 получил независимую подвеску. Спереди устанавливаются полуэллиптические рессоры с амортизаторами. Сзади располагается балансирная подвеска, оснащенная реактивными штангами со скользящими концевыми частями рессор.

Расход топлива

Автомобиль считается довольно экономичным для своего класса. В смешанном цикле КАМАЗ-4310 расходует в среднем 36,5 литров на 100 км пути. При движении вне города расход составляет около 31 литра. В городском потоке показатель увеличивается до 40,1 литра. Повышению расхода топлива способствует низкая температура и движение по бездорожью.

Грузовик оснащается двумя топливными баками общим объемом 250 литров. При полной заправке он имеет запас хода до 830 км.

Стоимость КАМАЗ-4310 в России

Заявленная производителем стоимость шасси составляет 1 млн 450 тысяч рублей. Присутствие дополнительного оснащения соразмерно увеличивает цену. Авто, сошедшие с конвейера 5-8 лет назад, можно приобрести в среднем за 800-1,2 млн рублей.

Машины, бывшие в эксплуатации и выпущенные в 90-х годах XX века предлагаются в широком диапазоне цен от 300 до 900 тысяч рублей и больше. В этой категории на стоимость больше влияет не комплектация и модификация, а величина пробега, общее состояние грузовика, степень износа его узлов и механизмов.

Конкуренты КАМАЗ-4310

Автомобиль имеет большой внедорожный потенциал и универсальное шасси, позволяющее модифицировать его в лесовозы, самосвалы, сортиментовозы, седельные тягачи и другие виды автотехники. Это объясняет небольшое число конкурентов у грузовика. К ним можно отнести более современные модели Камского автозавода (КАМАЗ-43118-50, КАМАЗ-5350-66), а также отдельные версии российских конкурентов, например, Урал-4320.

Зарубежные аналоги со схожими характеристиками проигрывают российскому грузовику в цене и стоимости технического обслуживания.

Зарубежные аналоги со схожими характеристиками проигрывают российскому грузовику в цене и стоимости технического обслуживания.

КамАЗ-43101, 43105, 43106

Выпускаются Камским автозаводом с 1989 г. (с 1983 по 1990 выпускались автомобили семейства КамАЗ-4310).
Кузов представляет собой металлическую платформу с откидными задним и боковыми бортами, с каркасом и тентом. Кабина — 3-местная, откидывающаяся вперед гидравлическим подъемником, с шумо- и тепло-изоляцией, без спального места оборудована независимым отопителем. Имеются модификации тропического исполнения.

Основные прицепы: для КамАЗ-43101 — 2ПН-4М, для КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 — ГКБ-8350.

КамАЗ-43101 КамАЗ-43105
КамАЗ-43106
Грузоподъемность, кг 6000 7000
Снаряженная масса, кг 8745 8230
В том числе:
на переднюю ось 4315 4280
на тележку 4430 3950
Полная масса с учетом дополнительного снаряжения, кг 15205 15635
В том числе:
на переднюю ось 5020 5235
на тележку 10185 10400
Допустимая масса прицепа, кг
по дорогам с твердым покрытием 10000 11500
по видам дорог 7000 7000
Макс, скорость автомобиля, км/ч 85 85
То же, автопоезда 80 80
Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с 35 35
Макс, угол преодолеваемого автомобилем подъема, град 31 31
То же, автопоездом 20 20
Выбег автомобиля с 50 км/ч, м 600 600
Тормозной путь автомобиля с 40 км/ч, м 17,2 17,2
То же, автопоезда 18,4 18,4
Контрольный расход топлива, л/ 1 00 км, автомобиля при 60 км/ч 30,0 31,0
То же, автопоезда 37,0 40,0
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении в шинах, м:
без подготовки 0,8 0,8
с предварительной подготовкой продолжительностью не более 15 мин 1,5 0,81
Радиус поворота, м:
по внешнему колесу 10,5 10,5
габаритный 11,3 11,3

Двигатель

Модель двигателя КамАЗ-740.10 — на КамАЗ-43105, мощность 151 кВт (210 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н-м (65кгс-м) при 1600 — 1800 об/мин

Двигатель КамАЗ-740.10-20 — на КамАЗ-43101 и КамАЗ-43106, мощностью 164 кВт (220 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1600-1800 об/мин.

Трансмиссия

Коробка передач — 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III. IV и V передачах, передаточные числа: I-7,82; II-4,03; III-2,50; IV- 1,53; V-1,0; ЗХ-7,38.

Раздаточная коробка — с 2-ступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2. Передат. числа: I-1,692; II-0,917. Управление раздаточной коробкой — дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач.

Отбор мощности от раздаточной коробки — до 60 л.с.

Карданная передача — четыре карданных вала.

Главная передача ведущих мостов — двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен; передат. число 7,22. Передний мост — с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа.

Колеса и шины

Колеса — дисковые, обод 310-533. Шины 1220×400-533 мод. ИП-184 (широкопрофильные), на КамАЗ-43101 — с регулируемым давлением воздуха в пределах 0.8-3,2 кгс/см в зависимости от дорожных условий.

На КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колес 3,5 кгс/см. Число колес 6+1.

Подвеска

Передняя подвеска КАМАЗ-43101 — на полуэллиптических рессорах, с амортизаторами, с задними скользящими концами рессор.

Задняя подвеска — балансирная, на полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами, концы рессор — скользящие.

Тормоза

Тормозная система с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый), двухконтурным пневматическим приводом (тормозные камеры: передние типа 24, тележки — 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами).

Стояночный тормоз — на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод — пневматический. Запасной тормоз — совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и однопроводный). Пневматический привод тормозов оборудован термодинамической осушкой сжатого воздуха.

Рулевое управление

Рулевой механизм — винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющая с зубчатым сектором вала сошки. Гидроусилитель — встроенный передат. число рулевого механизма 20.

Электрооборудование

Напряжение 24 В, ак. батареи 6СТ-190ТР или 190TM (2 шт.), генератор Г288-Е (КамАЗ- 43101 ) с регулятором напряжения 111.3702; генератор Г273-В (КамАЗ-43105 и -43106) с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1.

Лебедка

В КАМАЗ-43101 используется лебедка барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом, привод — от коробки отбора мощности через карданную передачу. Трос выдается вперед и назад (с применением блока). Макс.тяговое усилие: полиспастом при выдаче троса вперед — 10800 кгс, назад — 15400 кгс; без полиспаста вперед — 5400 кгс, назад — 7700 кгс. Рабочая длина троса при выдаче вперед 74,5-76,5 и при выдаче назад 81,5-83,5 м.

Заправочные объемы и эксплуатационные жидкости КАМАЗ-43101, 43105, 43106

  • Топливные баки:
    КамАЗ-43101 — 2×125 л,
    КамАЗ-43105 и -43106 — 250 л, диз. топливо;
  • Система охлаждения — 36,6 л (с подогревателем) тосол А-40;
    система смазки двигателя — 33 л, летом М-10Г2К,зимой М-8Г2К, заменитель (всесезонно) ДВ-АСЗп-10В;
  • Гидроусилитель рулевого управления — 4,2 л, масло марки Р;
  • Коробка передач — 8,5, ТСп-15К;
  • Раздаточная коробка — 5,4 л (с коробкой отбора мощности), ТСп-15К;
  • Картер переднего ведущего моста — 5,3 л, ТСп-15К;
  • Картеры заднего и среднего ведущих мостов — 2×7 л, ТСп-15К;
  • Редуктор лебедки — 3,9л, ТСп-15К;
  • Гидропривод выключения сцепления — 0,28 л, тормозная жидкость ГТЖ-2 2М или «Нева».

Масса агрегатов КАМАЗ-43101, КАМАЗ-43105, 43106

Двигатель 720
сцепление 50
коробка передач 250
раздаточная коробка с КОМ 210
карданные валы:
переднего моста 23
промежуточного моста 38
заднего моста 19
основного 23
передний мост 640
задний мост 543
средний мост 552
рама 594
кабина в сборе 533
платформа 925
лебедка 365

Покупайте запчасти у нас :

КамАЗ-4310

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель КамАЗ-43101 КамАЗ-43105
КамАЗ-43106
Грузоподъемность, кг 6000 7000
Снаряженная масса, кг 8745 8230
В том числе:
— на переднюю ось 4315 4280
— на тележку 4430 3950
Полная масса с учетом дополнительного снаряжения, кг 15205 15635
В том числе:
— на переднюю ось 5020 5235
— на тележку 10185 10400
Допустимая масса прицепа, кг
— по дорогам с твердым покрытием 10000 11500
— по видам дорог 7000 7000
Максимальная скорость автомобиля, км/ч 85 85
— То же, автопоезда 80 80
Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с 35 35
Макс, угол преодолеваемого автомобилем подъема, град 31 31
— То же, автопоездом 20 20
Выбег автомобиля с 50 км/ч, м 600 600
Тормозной путь автомобиля с 40 км/ч, м 17,2 17,2
— То же, автопоезда 18,4 18,4
Контрольный расход топлива автомобиля при 60 км/ч, л/100 км 30,0 31,0
— То же, автопоезда 37,0 40,0
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении в шинах, м:
— без подготовки 0,8 0,8
— с предварительной подготовкой продолжительностью не более 15 мин 1,5 0,81
Радиус поворота, м:
— по внешнему колесу 10,5 10,5
— габаритный 11,3 11,3

Модификация КамАЗ-740.10 — на КамАЗ-43105 и модификация КамАЗ-740.10-20 — на КамАЗ-43101 и КамАЗ-43106. Модификация КамАЗ-740.10: мощность 151 кВт (210 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н·м (65 кгс·м) при 1600-1800 об/мин, Модификация КамАЗ-740.10-20: мощность 164 кВт (220 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 667 Н·м (68 кгс·м) при 1600-1800 об/мин.

Трансмиссия

Коробка передач — 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передаточные числа: I-7,82; II-4,03; III-2,50; IV-1,53; V-1,0; ЗХ-7,38. Раздаточная коробка — с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2. Передаточные числа: I-1,692; II-0,917. Управление раздаточной коробкой — дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач. Привод механизма блокировки дифференциала — пневматический, с дистанционным управлением. Отбор мощности от раздаточной коробки — до 44,12 кВт (60 л.с.). Карданная передача — четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов — двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен; передаточное число 7,22. Передний мост — с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта). Средний мост — проходной.

Колеса и шины

Колеса — дисковые, обод 310-533. Шины 1220×400-533 модификации ИП-184 (широкопрофильные), на автомобиле КамАЗ-43101 — с регулируемым давлением воздуха в пределах 0,8-3,2 кгс/см в зависимости от дорожных условий. На автомобилях КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колес 3,5 кгс/см. Число колес 6+1.

Подвеска

Передняя — на полуэллиптических рессорах, с амортизаторами, с задними скользящими концами рессор. Задняя — балансирная, на полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами, концы рессор — скользящие.

Тормоза

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый), двухконтурным пневматическим приводом (тормозные камеры: передние типа 24, тележки — 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами). Стояночный тормоз — на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод — пневматический. Запасной тормоз — совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и однопроводный). Пневматический привод тормозов оборудован термодинамической осушкой сжатого воздуха.

Рулевое управление

Рулевой механизм — винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющая с зубчатым сектором вала сошки. Гидроусилитель — встроенный передаточное число рулевого механизма — 20.

Электрооборудование

Напряжение 24 В, ак. батареи 6СТ-190ТР или 190TM (2 шт.), генератор Г288-Е (КамАЗ-43101 ) с регулятором напряжения 111.3702; генератор Г273-В (КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106) с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1.

Лебедка

Барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом, привод — от коробки отбора мощности через карданную передачу. Трос выдается вперед и назад (с применением блока). Максимальное тяговое усилие: полиспастом при выдаче троса вперед — 10800 кгс, назад — 15400 кгс; без полиспаста вперед — 5400 кгс, назад — 7700 кгс. Рабочая длина троса при выдаче вперед 74,5-76,5 и при выдаче назад 81,5-83,5 м.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы Топливные баки:
КамАЗ-43101 — 2×125 л,
КамАЗ-43105 и -43106 — 250 л, диз. топливо;
система охлаждения — 36,6 л (с подогревателем) тосол А-40;
система смазки двигателя — 33 л, летом М-10Г2К,зимой М-8Г2К, заменитель (всесезонно) ДВ-АСЗп-10В;
гидроусилитель рулевого управления — 4,2 л, масло марки Р;
коробка передач — 8,5, ТСп-15К;
раздаточная коробка — 5,4 л (с коробкой отбора мощности), ТСп-15К;
картер переднего ведущего моста — 5,3 л, ТСп-15К;
картеры заднего и среднего ведущих мостов — 2×7 л, ТСп-15К;
редуктор лебедки — 3,9л, ТСп-15К;
гидропривод выключения сцепления — 0,28 л, тормозная жидкость ГТЖ-2 2М или «Нева».

Масса агрегатов (в кг):
Двигатель — 720;
сцепление — 50;
коробка передач — 250;
раздаточная коробка с коробкой отбора мощности — 210;
карданные валы:
переднего моста — 23,
промежуточного моста — 38,
заднего моста — 19,
основного — 23;
передний мост — 640;
задний мост — 543;
средний мост — 552;
рама — 594,
кабина в сборе — 533,
платформа — 925,
лебедка — 365.

Технические характеристики и устройство грузового автомобиля КамАЗ-43105

Грузовой автомобиль КамАЗ-43105, оснащенный системой полного привода, является гражданской версией армейской машины модели 4310. Техника отличается отсутствием системы централизованной регулировки давления в шинах, демонтированы лебедка и коробка отбора мощности. В кабине сняты элементы конструкции, предназначавшиеся для установки армейского оборудования.

Устройство автомобиля

Все узлы и агрегаты грузовика установлены на стальной раме лестничного типа. В качестве силового агрегата применялся атмосферный дизель КамАЗ-740-10, оснащенный V-образным 8-цилиндровым блоком. Мощность двигателя составляет 210 л.с. при 2600 об/мин. Других вариантов силовой установки на машине не применялось. Запас топлива хранится в 2 баках, установленных на боковинах лонжеронов. Общая вместимость составляет 250 л.

В состав трансмиссии входит 5-ступенчатая коробка с двухступенчатым редуктором, необходимым для расширения тягового диапазона и распределения крутящего момента между мостами. Все передачи, кроме первой, оснащены синхронизаторами переключения. В раздаточном редукторе установлен планетарный дифференциал, пропорционально разделяющий крутящий момент. Узел оснащен пневматическим механизмом принудительной блокировки. Возможность отключения привода на передний мост конструкцией не предусмотрена.

Передний мост установлен на полуэллиптических рессорах с большим числом листов, задние концы выполнены скользящими. Для снижения жесткости подвески установлены гидравлические амортизаторы. Задняя тележка смонтирована на балансирных рессорах с дополнительными реактивными штангами. Концы рессоры свободно скользят в проушинах, выполненных на чулках мостов.

Для привода тормозов используется пневматический привод, разделенный на 2 независимых контура.

Механизмы барабанного типа, сжатие колодок осуществляется рычагами пневматических камер. На задней тележке установлены пружинные энергоаккумуляторы с пневматическим управлением, предназначенные для удержания грузовика на стоянке. Дополнительно установлен компрессионный моторный тормоз. В состав пневматической системы входит блок осушителя воздуха, предотвращающий замерзание конденсата в зимнее время.

В базовой комплектации кабины отсутствует спальное место, внутри установлены отдельное сидение водителя и диван для 2 пассажиров. По отдельным заказам завод поставлял грузовики с расширенной кабиной, за спинками сидений имелась спальная полка. Рабочее место водителя оснащено подрессоренной опорой. Ремни безопасности устанавливались только на экспортные экземпляры.

Технические характеристики

Описание ТТХ грузового автомобиля:

  • длина — 7730 мм;
  • база между передним и средним мостом — 3340 мм;
  • база задней тележки — 1320 мм;
  • угол въезда/съезда — 34°/35°;
  • высота (до верхней поверхности тента) — 3530 мм;
  • ширина (без учета вылета зеркал) — 2500 мм;
  • длина/ширина платформы — 5200/2320 мм;
  • размер шин — 1220*400-533;
  • максимальная скорость — 85 км/ч;
  • глубина преодолеваемой водной преграды (без подготовки) — 1,5 м;
  • преодолеваемый подъем (на твердом грунте) — 31°.

Модификации

На основе базового шасси выпускаются следующие машины:

  1. Бортовой грузовик, оснащенный металлической платформой с откидными бортами, расположенными по бокам и сзади. Встречаются модификации, оснащенные гидравлической грузовой стрелой, установленной между кабиной и платформой.
  2. Пожарный рукавный автомобиль 43105 АР 2, предназначенный для доставки к месту возгорания и механизированной раскладки шлангов для подачи воды. Собственной насосной станции машина не имеет. На борту находятся рукава диаметром 150 и 77 мм, которые собираются в магистрали длиной 180,5 и 392 м соответственно. В комплект дополнительного оборудования входит лафетный ствол.
  3. Аэродромный пожарный автомобиль АА 40 189, оснащенный вакуумным всасывающим насосом и баком, вмещающим 3975 л воды. На крыше кабины установлен лафетный ствол, обеспечивающий подачу тушащих средств на расстояние до 60 м. На борту имеется центробежная помпа, подключенная к трансмиссии шасси. Масса загруженного автомобиля составляет 15870 кг.

Отзывы и стоимость

Завод прекратил выпуск грузовиков модели 43105 в 1989 г., поэтому новая техника в продаже не встречается. Стоимость подержанных бортовых машин начинается с 500 тыс. руб. Экземпляры, оснащенные дополнительным оборудованием, оцениваются владельцами в 700-800 тыс. руб. и выше.

Достоинством грузовика является проходимость, преодоление снежных насыпей высотой 90-110 см трудностей не составляет. Машина уверенно движется по жидкой грязи, иногда не хватает централизованной регулировки давления в шинах. Кабина без спального места, жесткая и неудобная. Металл и окраска низкого качества — детали подвержены коррозии. Расход топлива в зимнее время достигает 60 л на 100 км пути.

Работаю водителем на бортовой модификации грузовика. Машина покупалась организацией после капитального ремонта с заменой силового агрегата, поэтому переключение передач было тугим. Затем приводы притерлись, управлять стало легче. На трассе машина начинает раскачиваться на неровностях дорожного покрытия, реакция на поворот руля замедленная. Изоляция кабины плохая, внутрь затягивает выхлопные газы.

Советские вездеходы. КамАЗ-4310. Камский полноприводник.

С каждым годом наше неродное хозяйство требовало все больше машин повышенной проходимости, главным образом грузовых, для работы в районах со слабо развитой дорожной сетью. «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981— 1985 годы и на период до 1990 года» в заданиях для автомобильной промыленности предусматривали «Разработку конструкции и организацию серийного выпуска специальных автомобилей и автопоездов высокой проходимости для сельского хозяйства, лесной промышленности и строительства». К их числу относятся полноприводные КамАЗы, предназначенные, как принято говорить в характеристике, для эксплуатации на дорогах всех категорий с покрытием, а также на грунтовых дорогах и местности. Чтобы избежать при этом разрушения дорог низших категорий, конструкторы рассчитали осевую нагрузку машин на максимум 6 тонн.
Геологоразведка, вывозка леса, строительство в то время в значительной мере велись в отдаленных районах Крайнего Севера, и, естественно, работающие там автомобили повышенной проходимости должны были быть приспособлены к низким температурам — до минус 40 градусов. Специфика эксплуатации таких машин требует, чтобы они могли служить и для буксировки прицепов, иметь средства самовытаскивания, быть способными преодолевать водные преграды. Все эти требования были учтены при разработке конструкции семейства полноприводных грузовиков КамАЗ—4310, куда помимо базовой модели (вы видите ее на снимке) входит ряд модификаций, в частности КамАЗ—43105, предназначаемый главным образом для перевозок сельскохозяйственных грузов, седельный тягач КамАЗ—4410, а также шасси для монтажа различных кузовов и установок.
Машины нового семейства выполнены по единой для всех грузовиков КамАЗ компоновочной схеме —с расположением кабины над двигателем. В зависимости от назначения модификации КамАЗ—4310 могут иметь либо удлиненную (со спальным местом), либо обычную кабину.
По основным узлам и агрегатам, таким, как двигатель, коробка передач, сцепление, кабина, тормозная аппаратура, главные передачи среднего и заднего мостов, подвеска, новые машины унифицированы с семейством КамАЗ—5320. В то же время их конструкцию отличают оригинальные узлы и агрегаты. Поскольку КамАЗ—4310 и его модификации с каждым годом в возрастающем количестве поступали в автотранспортные предприятие, то многие выпускники школ ДОСААФ сидели за руль полноприводных камских грузовиков.
Начнем с того, что у КамАЗ—4310 не только задние мосты являются ведущими, но и передний (рис. 1).

В соответствии тенденциями того времени он был сделан неотключаемым. Как показали эксперименты, экономия топлива от выключения привода на передние колеса при движении по дорогам с твердым покрытием столь незначительна, что никак не окупила бы усложнения конструкции. Можно вспомнить, что у таких машин повышенной проходимости, как МАЗ—501 и «Урал—375», передний мост также не отключался.
В приводе к передним колесам КамАЗ—4310 были применены не шариковые шарниры равных угловых скоростей, знакомые нам по ГАЗ—66 и ЗИЛ—131, а дисковые (их еще называют сухариковые). Они проще и дешевле в изготовлении, долговечнее. Дисковые шарниры равных угловых скоростей хорошо себя зарекомендовали на тяжелых внедорожных машинах КрАЗ—255Б и «Урал—375».
Трансмиссия КамАЗа укомплектована пятиступенчатой коробкой передач модели «15» без делителя, за которой смонтирована двухступенчатая раздаточная коробка (рис. 2) — она обеспечивает понижающую передачу (с передаточным числом 1,692) для движения по труднопроходимым участкам и ускоряющую (с передаточным числом 0,917) для езды по дорогам с твердым покрытием.

При понижающей передаче крутящий момент от коробки передач поступает на входной вал 2 раздаточной коробки, через шестерни 3 и 1 и смещенную влево (как показано) зубчатую муфту 4 на шестерню 5 и связанную с ней другую шестерню, нарезанную на корпусе 6 межосевого цилиндрического дифференциала. При ускоряющей передаче путь крутящего момента идет через вал 2, шестерни 3 и 1, затем (когда муфта 4 сдвинута вправо) через шестерню 11, смещенную вправо зубчатую муфту 12, шлицевую втулку 13 и вал 14 дифференциала, жестко связанный с его корпусом 6.
В дифференциале поступающий к его корпусу 6 крутящий момент через цилиндрические сателлиты 7 распределяется поровну между обоймой 9, имеющей внутренние зубья, и шестерней 10. Обойма связана с валом 8 привода задних мостов, шестерня — через шлицы с валом 16 привода переднего моста.
Принцип работы всем знакомого конического и цилиндрического дифференциалов одинаков. Чтобы лучше представить себе действие последнего, надо иметь в виду, что шестерня, нарезанная на корпусе 6 дифференциала, аналогична ведомой конической шестерне в традиционной конструкции. Обойма 9 и шестерня 10 играют роль полуосевых шестерен конического дифференциала.
Если на труднопроходимой местности начинают буксовать передние колеса, дифференциал перестает передавать крутящий момент на задние. В этих условиях его целесообразно временно выключить из работы, то есть блокировать. Смещение зубчатой муфты 15 вправо жестко соединяет между собой вал 16 привода переднего моста и вал 14 дифференциала. Таким образом, перестают вращаться один относительно другого валы 8 и 16, приводящие соответственно задние и передние колеса.
Для повышения проходимости на тяжелых участках автомобиль снабжен односкатными широкопрофильными шинами, смонтированными на дисковых колесах. У КамАЗов семейства «4310» в отличие от модели «5320» задние колеса односкатные. Колея колес всех осей одинакова, благодаря чему при движении по вязкому грунту значительно сокращаются затраты мощности. Заметим, что ведущие мосты всех сегодняшних отечественных грузовых автомобилей повышенной проходимости выполнены по такому же принципу. КамАЗ—4310 имеет централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. Изменяя его на ходу в пределах от 0,7 до 3,0 кгс/см2, водитель обеспечивает шинам опорную поверхность, соответствующую несущей способности грунта.
Кроме переднего ведущего моста, раздаточной коробки с блокируемым дифференциалом, односкатных широкопрофильных шин с системой регулирования давления воздуха, лебедки автомобиль оснащен усиленным (по сравнению с КамАЗ—5320) рулевым механизмом, более мощным (1000 Вт) генератором переменного тока, системой гидравлического опрокидывания кабины и другим оборудованием, комплектация которого может изменяться в зависимости от назначения той или иной модификации. Так, КамАЗ—43105, предназначенный для сельскохозяйственных грузов, не имеет системы регулирования давлении в шинах и лебедки; в то же время у него иная грузовая платформа, рассчитанная на специфичные условия работы.
По уровню комфорта, легкости управления, эффективности отопления кабины машины семейства «4310» равноценны автомобилям КамАЗ—5320.
Первую промышленную партию новых грузовиков КамАЗ—4310 коллектив объединения изготовил к открытию XXVI съезда КПСС. Их серийное производство развернуто в 1981 году.

Техническая характеристика КамАЗ—4310
(в скобках — отличающиеся данные КамАЗ—43105)
Общие данные:
Колесная формула — 6×6.
Масса в снаряженном состоянии — 8410 (8200) кг.
Грузоподъемность — 5000 (7000) кг.
Полная масса буксируемого прицепа: на дорогах с твердым покры-тием — 10 000 (11 500) кг. на грунтовых дорогах и местности — 7000 кг.
Максимальная скорость — 85 км/ч.
Запас топлива — 250 л.
Размеры.
Длина — 7650 мм.
Ширина — 2500 мм. Высота (по кабине) — 2900 мм.
База: по переднему и среднему мостам— 3340 мм, для задней тележки — 1320 мм.
Колея для всех осей — 2010 мм.
Дорожный просвет — 365 мм. Минимальный радиус поворота — 10,5 м.
Погрузочная высота — 1530 мм.
Двигатель.
Модель — КамАЗ—740.
Число цилиндров — 8.
Рабочий объем — 10 850 см3.
Мощность — 210 л. с. при 2600 об/мнн.
Максимальный крутящий момент—65 кгс*м при 1500—1800 об/мин.
Трансмиссия.
Сцепление — двухдисковое сухое.
Коробка передач — пятиступенчатая.
Раздаточная коробка — двухступенчатая со встроенным блокируемым межосевым дифференциалом.
Главная передача — двойная (цилиндрические и спиральные конические шестерни) с передаточным числом 7,22.
Привод переднего моста — постоянный.
Шарниры равных угловых скоростей в приводе передних колес — дисковые, типа «Тракта».
Управление.
Рулевое — с гидроусилителем.
Тормозное: рабочая система — двухконтурная с раздельным пневматическим приводом барабанных тормозов передней оси и тележки; стояночная — с механическим приводом от пружинных аккумуляторов; вспомогательная — моторный тормоз-заслонка.
Ходовая часть.
Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах.
Подвеска задних колес — зависимая, балансирная на продольных полуэллиптнческих рессорах с реактивными штангами.
Колеса — дисковые.
Шины — широкопрофильные размером 1220×400—533 мм.
У КамАЗ- 4310 — централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector