Технические характеристики легендарного трактора дт-54 и его модификаций

Трактор ДТ-54. Обзор модификаций, устройство, отзывы

Трактор ДТ-54

Эта модель была выпущена в 1949 году и по праву стал легендой советского машиностроения. Первоначально, эти гусеничные сельскохозяйственные агрегаты выпускались на Сталинградском заводе, позже ставшим Волгоградским. Ближе к концу 1949 года к выпуску трактора ДТ-54 подключился и ХТЗ (Харьковский тракторный завод).

Техника настолько хорошо себя зарекомендовала в отношении мощности, надежности механизмов и простоте управления, что востребованность в данной технике резко возросла. Поэтому, к выпуску данного функционального гусеничного агрегата подключился и Алтайский завод, это событие произошло в 1952 году. Начиная с 60-х годов и вплоть до завершения производства этой модели (1979 год) ДТ-54 слал выпускаться только на Алтайском тракторном заводе.

Описание

Данная гусеничная машина предназначена для выполнения различных сельскохозяйственных работ. Широко используется в связке с навесными и прицепными орудиями, обеспечивая тяговое усилие около 2,5 тонн. Присоединения навесных и прицепных агрегатов производится посредством имеющегося вала отбора мощности и гидравлики.

Гусеничный трактор ДТ-54 использовался в следующих целях:

  • в качестве бульдозера с отвалом на гидравлическом управлении;
  • для вспашки тяжелых целинных земель 4-х 5-ти контурными плугами;
  • боронования;
  • культивирования почвы;
  • покоса;
  • выполнения работ по посадке и выращиванию различных культур;
  • трелевки древесины;
  • транспортировки различных грузов грузоподъемностью до 2,5 тонн;
  • расчистки снежных заметов;
  • в качестве буксировщика техники и т. д.

Обзор модельного ряда

Невзирая на свою универсальность, гусеничный трактор ДТ-54 в 1957 году подвергся модернизации.

Усовершенствования коснулись следующего:

  • был установлен генератор переменного тока.
  • установлена гидравлика раздельно-агрегатного типа.
  • появились дополнительные 2 фары (4 вместо 2).
  • появились четыре розетки, позволяющие обеспечить передачу освещения и сигнал на агрегатируемое оборудование.

Учитывая произошедшие изменения и модернизацию, появились следующие модификации трактора ДТ-54:

  • ДТ-54А-С1. В наличии полный комплект раздельно-агрегатной гидросистемы, включая силовые гидроцилиндры и особую навесную систему, предназначенную для подсоединения к трактору различного целевого оборудования.
  • ДТ-54А-С2. Эта модификация не имеет навесной системы и силовых гидроцилиндров.
  • ДТ-54А-С3. Отсутствует система гидроцилиндров.
  • ДТ-54А-С4. Нет силовых гидроцилиндров.

Устройство

Основными составляющими легендарного советского трактора ДТ-54 являются:

  • кабина;
  • несущая часть (жесткая рама);
  • дизельный двигатель с бензиновым пускателем;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть (гусеницы);
  • топливный бак;
  • гидравлика.

Предлагаем визуально изучить устройство гусеничного трактора ДТ-54 на схеме.

Двигатель

Четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-54А мощностью 54 л.с. устанавливается на несущий каркас посредством трех опор. С 1954 года в комплекте с силовой установкой начал поставляться счетчик моточасов и генератор Г-46В. В качестве пускателя дизельного двигателя применялся бензиновый одноцилиндровый мотор ПД-10 (ПД-10М), его производительность составила 10л.с.

Топливный бак емкостью 185 л размещен позади кабины, для обеспечения качественной очистки поступающего в мотор топлива, на тракторе установлено два топливных фильтра:

  • грубой очистки;
  • тонкой очистки.

Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой, сливное отверстие картера дополнительно оснащено специальной магнитной пробкой, притягивающей металлическую пыль и стружку. ТНВД «4ТН-8,5Х10Т» на 4 плунжера. Имеется дозировка впрыска топлива.

Кабина

Закрытая двухместная кабина оснащена двумя мягкими сиденьями, имеется щиток приборов и необходимые органы управления. Бортовые фрикционы и тормоза управляются непосредственно из кабины соответствующими педалями и рычагами. Более поздние модели были снабжены отопительной системой и питьевым бачком. Вход в кабину осуществлялся через раздвижную дверцу.

Ходовая часть

Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.

Гидравлика

Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.

Трансмиссия

Коробка переключения передач механическая пятиступенчатая, имеется 5 скоростей переднего хода и реверс. Некоторые модели имеют и ходоуменьшитель, увеличивающий мощность дизельного трактора, его тяговое усилие.

КПП и задний мост расположены в различных корпусах. Задний мост разделен на три отсека, в передней части размещена центральная передача, в боковых отделах — сухие муфты фрикционов, обеспечивающие поворот трактора в ту или иную сторону. От трансмиссии отходит ВОМ, позволяющий крепить к трактору различное прицепное и навесное оборудование.

Характеристики

Модификация ДТ-54 ДТ-54А
Двигатель ДТ-54 Д-54А
Мощность, л.с. 54 54
Крутящий момент, Н*м 343 343
Емкость топливного бака, л 185 250
Коробка передач механическая механическая
Число передач, вперед/назад 5/1 5/1
ВОМ, об/мин 547 547
База, мм 1622 1622
Колея, мм 1435 1435
Удельное давление на грунт, кгс/см2 0,41 0,42-0,46
Дорожный просвет, мм 260 260
Размеры, д*ш*в, мм 3660*1865*2300 3660*1865*2300
Вес, кг 5400 5540

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации гусеничного советского трактора ДТ-54 содержит следующую информацию:

  • Устройство трактора.
  • Его технические характеристики.
  • Процедура проведения обкатки дизельной силовой установки.
  • Неисправности.
  • Техническое обслуживание.

Первый запуск, обкатка

Сразу же после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатку, позволяющую существенно увеличить срок эксплуатации дизельного трактора ДТ-54. Длится обкатка около 8 часов, начинается с прогрева мотора и его работы без нагрузок на протяжении 2,5-3 часов.

По прошествии этого времени нагрузки постепенно увеличиваются и к 8-му часу работы доводятся до максимума.

За время обкатки притираются движущиеся части двигателя, редуктора и т. д., проверяется сцепление, скорости и тормозная система. По окончании приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.

Необходимые масла:

  • Для тракторов этого класса применяются следующие марки масел: М-10ДМ и М-10Г2к.
  • В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, для трансмиссии используется трансмиссионное масло марки Тап-15В.

Техническое обслуживание

Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине надолго сохранить свою работоспособность. Замена масла в картере двигателя производится через каждые 100 проработанных часов, встроенный счетчик моточасов поможет водителя трактора не пропустить этот период. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть мотор, не забываем слить отработку.

Консервация трактора ДТ-54 на период неиспользования также должна выполняться правильно:

  • очистка машины от загрязнений;
  • смазка;
  • слив топлива и масел.

Основные неполадки и способы их устранения

Мотор не заводится:

  • отсутствует топливо;
  • солярка низкого качества;
  • забились фильтры (топливный или воздушный);
  • ТНВД требует очистки или замены;
  • отсутствует бензин или смазка;
  • карбюратор пускателя ПД-10 засорен;
  • проблемы с свечей на моторе-пускателе.

Тормоза не работают:

  • требуется регулировка педали тормоза (возрос свободный ход);
  • тормозные колодки или диски отработали свой срок и требуют замены.

Трактор сильно вибрирует:

  • проверить уровень топлива;
  • проверить уровень масла;
  • проверить надежность крепежных соединений;
  • проверить правильно ли закреплено навесное оборудование.

Стартер не срабатывает:

  • аккумулятор разряжен;
  • произошло короткое замыкание;
  • провод отсоединился;
  • магнитный переключатель не контачит.

Гидросистема не работает:

  • выключен гидронасос;
  • нехватка масла в гидросистеме;
  • клинит предохранительный клапан.

Видео обзор

Обзор работы трактора ДТ-54

Обзор культивации почвы трактором ДТ-54

Отзывы владельцев

Олег, 58 лет:

«С этого трактора началась моя трудовая деятельность. Машина выносливая, проходимая, с отличными тяговыми характеристиками — пятиконтурный плуг тащил на раз. Редко ломалась, быстро восстанавливалась, детали можно было переточить или снять с другого трактора. Зимой тяжело запускался, пускачу приходилось работать на полную катушку, пока дизель мало-мальски не прогреется.»

Михаил, 50 лет:

«В 90-е я приобрел ДТ-54 для частного использования, работал и отвалом, и плугом, лес тягал, вытаскивал машины из грязи. Трактор стал источником заработка. Помню дверца заедала, приходилось работать с открытой кабиной. Трактор был хороший, в обслуживании неприхотливый, ремонты проводил нечасто, но в условиях тракторной бригады — лебедка и все такое. Отслужил свое и с почетом ушел на пенсию.»

Трактор ДТ-54 — рекордсмен по времени производства и эксплуатации

В тракторном ассортименте отечественного производства многие машины, снятые с конвейера, до настоящего времени пользуются известностью и уважением. Сказанное в полной мере относится к легендарным тракторам популярной марки ДТ-54.

Разработанный на основе передовых технических решений, гусеничный трактор с широкими возможностями применения лидирует в рейтинге машин, которые во второй половине прошлого века характеризовались широкой известностью и стабильно высоким потребительским спросом.

  • Трактор-легенда ДТ-54 был создан на теоретической и практической базе предыдущей машины марки АСХТЗ-НАТИ. Первый экземпляр 54-й модели сошел с конвейера СТХ в 1949-году.
  • Данная модель стала на шаг вперед по сравнению с прототипами, благодаря безупречным для своего времени тягово-сцепным характеристикам, простой, доступной для самостоятельного обслуживания и ремонта конструкции, экономичному расходу ГСМ.
  • Одновременно выпуск этой машины был налажен на ХТЗ, затем на Алтайском тракторном заводе. До 1979-го года общее количество сошедших с конвейеров тракторов превысило миллионный рубеж.


Фото: трактор ДТ-54

Универсальные технические параметры ДТ-54 определяют возможность его применения с навесными и прицепными агрегатами с тяговым усилием на крюке трактора до 2,5 тонны.

Конструкция рамы позволяет использовать трактор в комплекте с неповоротным бульдозерным отвалом с гидравлическим или тросовым управлением. В последнем варианте, для привода лебедки используется механизм отбора мощности.

Конструкционные особенности

Машина разработана по стандартной схеме для тракторов с гусеничной ходовой частью, с передним размещением силового агрегата и приводом ведущих звездочек от полуосей заднего моста. В более поздних сериях объем моста был разделен на три части. Центральный отсек — был отведен под размещение главной передачи, боковые — для установки бортовых фрикционов поворота.

  • Жесткая швеллерная рама с поперечными балками служит основанием для крепления левой и правой ходовых тележек, содержащих в своей конструкции каретки, ведущие звездочки гусеничной ленты, направляющие колеса с резьбовыми натяжными устройствами, опорные катки и поддерживающие ролики.
  • В передней части рамы расположены торсионные амортизаторы, компенсирующие толчки при движении тракторного агрегата по пересеченной местности.

На основе базового трактора было разработано несколько версий разного назначения, в том числе с гидравлическими системами раздельно-агрегатной конфигурации, с выносными исполнительными цилиндрами.

Опыт производства и эксплуатации 54-й модели оказал неоценимую помощь при создании более совершенных тракторов ДТ-75, Т-74 и Т-75. Благодаря внешнему дизайну, трактор ДТ-54 неоднократно снимался в отечественных фильмах, служил моделью для детских игрушек.

Технические характеристики

  • Габаритные размеры Дт-54 отвечают стандартам для гусеничных машин своего тягового класса.
  • Машина весом 5400 кг характеризуется длиной 3,66 шириной 1,87 и высотой 2,3 метра.
  • Ширина колеи гусеничного хода в пределах 1,44 м давление на грунт — 0,4 кг/см2.
  • Высота дорожного клиренса составляет 26 см.
Модель ДТ-54
Двигатель Д-54
Тип двигателя Бескомпрессорный, четырехтактный дизель с вихревыми камерами
Мощность, л.с. 54
Максимальный крутящий момент, кГм 35
Емкость топливного бака, л 185
Габариты, мм
длина х ширина х высота
3660 х 1865 х 2300
Дорожный просвет, мм 260
База, мм 1622
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм 1435
Диапазон скоростей, км/ч (вперед/назад) 3,59 — 7,90/2,43
Вес трактора, кг 5400

Двигатель

Силовая установка – это совершенный по стандартам середины прошлого века четырехцилиндровый дизельный агрегат с водяным охлаждением, мощностью 54 л.с. и крутящим моментом 343Н/м. Расход дизельного топлива находится на уровне 205 г/л.с. в час, топливный бак ёмкостью 185 литров расположен за кабиной.

Долговечность двигателя обеспечивается двухступенчатой очисткой масла и забираемого воздуха. Проблема холодного запуска во многом решена применением карбюраторного пускового двигателя ПД-10 с двойным редуктором и двухрежимного декомпрессора.

В обязательную комплектацию силового агрегата ДТ-54 входит счетчик моточасов, способствующий своевременному выполнению регламентных работ.

Устройство трансмиссии и ходовой части

Крутящий момент с маховика двигателя передается на пятиступенчатую коробку передач посредством сухой, постоянно замкнутой муфты сцепления с механическим выключением.

  • Наличие двухдиапазонного ходоуменьшителя позволяет использовать трактор для рассадопосадочных, рабочих и транспортных скоростных режимов, в пределах от нескольких сотен метров до 8 км/ч.
  • В конструкции ДТ-54 впервые были использованы преимущества раздельного управления поворотными фрикционами и двухсторонними тормозными устройствами, а также герметичной кабины с забором теплого воздуха от радиатора системы водяного охлаждения.
  • Работающий от трансмиссии механизм отбора мощности, служит для активации рабочих узлов навесных и прицепных устройств. В комплектацию трактора также входит прицепная серьга, предназначенная для буксировки сельхозмашин и тракторных прицепов.


Фото: трактор-легенда ДТ-54

Преимущества и недостатки

Прежде всего, следует отметить высокую надежность силового агрегата, неприхотливость к горюче-смазочным материалам, относительно небольшое время выполнения пунктов регламента технического обслуживания.

  • Сельские механизаторы положительно отзываются о надежности и продолжительности межремонтного ресурса трансмиссии и ходовой части Дт-54, хотя в первых сериях качество траков гусеничных лент оставляло желать лучшего.
  • Тяговые параметры позволяют использовать технику на глубокой вспашке тяжелых грунтов, широкие гусеницы определяют возможность эксплуатации машины на переувлажненных и заболоченных грунтах.

В перечне основных недостатков — несовершенная тепло и звукоизоляция кабины, повышенная вибрация, плохой обзор задней полусферы, отсутствие на рабочем месте регулировок по росту и весу оператора.

Цена нового трактора ДТ-54 и подержанного

Новые машины распределялись по разнарядке, исключающей продажу тракторной техники в частное владение, поэтому судить о его реальной стоимости сложно.

Единичные предложения по продаже этих машин на бэушном тракторном рынке в большинстве своем устарели, поэтому вероятность покупки трактора в исправном техническом состоянии минимальная.

Видео: 2 легендарных трактора ДТ-54 и МТЗ-5

Аналоги

В данной линейке представлены идентичные по назначению более мощные и совершенные гусеничные тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-75. К сожалению, унификация запасных частей и механизмов небольшая, что отрицательно сказывается на ремонтопригодности эксплуатируемых машин ДТ-54.

Модификация ДТ-54А отличается от базовой разработки доработанной электропроводкой и более совершенным светотехническим оборудованием, а также, увеличенным до 250 литров топливным баком.

Отзывы владельцев

Длительное время проработал бульдозеристом на тракторе ДТ-54 — одной из последних серий. Двигатель отличный, по тяге не уступает более мощным силовым агрегатам. Гидравлику после двухлетней эксплуатации заменил более надежным универсальным гидроприводом УГ-1М. Серьезная проблема — это умеренный ресурс звездочек и гусеничных лент ходовой части. Комплекта с трудом хватало на два сезона.
Олег

Все положительные теххарактеристики ДТ-54 не компенсируют дискомфорта рабочего места водителя. Действительно, на рычаги фрикционов и тормозные педали приходится прикладывать значительные усилия, быстрой усталости способствует высокий шумовой фон, отсутствие виброзащиты и низкая эффективность торсионной подвески. Названные недостатки частично компенсируются надежностью двигателя и силовой передачи, отличной ремонтопригодностью всей конструкции трактора в целом.
Герман Трофимович

Гусеничный трактор ДТ-54 — сфера применения

Формально ДТ-54 — не первый советский дизельный трактор. Тем не менее, именно он стал самой массовой моделью и настоящей легендой отечественного дизельного тракторостроения, потому что значительно превосходил более ранние разработки по тактико-техническим характеристикам.

История создания

Одной из инициатив В. И. Ленина, наряду с тотальной электрификацией, стала механизация аграрной промышленности. До расцвета индустрии сам Владимир Ильич не дожил, зато разработки пошли в гору: уже в 1922 году Коломенский завод (сейчас — завод имени В. В. Куйбышева) выпустил первый в СССР колёсный трактор «Коломенец-1». Он был разработан на основе американской модели «Могул» и работал на топливе из сырой нефти.

Колёсные трактора плохо подходили для сельского хозяйства, особенно с учётом сурового климата многих российских регионов. Требовалась гусеничная техника — только она может работать в поле без пробуксовок. Кроме того, колёса сильно уплотняют почву за счёт малой площади, а это отрицательно сказывается на урожайности.

Так в 1933 году появился, например, С-60 «Сталинец» — детище Челябинского завода.

После войны индустрия машиностроения пережила новый подъём, который был ознаменован созданием гусеничного трактора ДТ-54 в 1949 году. На протяжении всей «карьеры» ДТ-54 Харьковский (1949–1961), Сталинградский (1949–1963) и Алтайский (1952–1979) тракторные заводы выпустили 957000 — почти миллион! — таких тракторов.

ДТ-54 надолго стал символом труда промышленников в СССР. Он многократно появлялся в кино («Первый эшелон», «Чужая родня», «Калина красная») — многие из этих фильмов популярны и сейчас.

Сфера применения

ДТ-54 — трактор общего назначения: он был универсальным, способным на любые сельскохозяйственные работы. С его помощью осваивали целину:

  • планировали земельные участки;
  • проводили землеройные работы;
  • вспахивали почву 4- и 5-контурными плугами, бороновали;
  • засевали землю;
  • убирали посевы;
  • косили траву;
  • расчищали снег.

ДТ-54 можно было использовать в качестве бульдозера и буксировщика. Он имел самые разные орудия захвата и с успехом работал в строительстве и лёгкой промышленности. Препятствием к введению его в широкую эксплуатацию в этом качестве стал гусеничный ход: отлично справляющийся с необработанной землёй, такой трактор неизбежно разрушает дорожное покрытие. Тем не менее, ДТ-54 восстановил много разрушенных войной городов, построил много дорог.

Особенности конструкции и модернизация

ДТ-54 (как и его «младший брат» ДТ-54А) во всех отношениях стал лучшим. Главное его отличие от прежних моделей — пятиступенчатая коробка передач (плюс одна задняя передача). Кроме того, он был оснащён:

  • четырёхцилиндровым бескомпрессорным дизельным мотором (с жидкостным охлаждением);
  • кабиной, расположенной в задней части машины;
  • гидронасосом;
  • системой раздельного торможения.

Уже в процессе выпуска разработчики оптимизировали конструкцию, причём опираясь не на своё понимание технологий, а на отзывы реальных рабочих, трудившихся на тракторах. Так ДТ-54 приобрёл закрытую вентилируемую кабину, а расход картерной смазки и износ поршней уменьшились.

Технические характеристики

Предшественник ДТ-54 — трактор СХТЗ-НАТИ, работавший на керосиновом топливе. На Алтайском заводе они продолжали выпускаться до 1952 года, но в большинстве своём уступили место ДТ-54 на конвейерах и в полях уже в начале 1950-х.

Двигатель

На тракторах марки ДТ-54 установлен дизельный мотор, маркированный как Д-54, — четырёхтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) номинальной мощностью 54 лошадиных силы (39,72 кВт). Камеры сгорания — вихревого типа, материал цилиндрового блока — чугун.

Другие параметры двигателя:

Тип охлаждения жидкостное
Максимальный крутящий момент 35 кГм
Сухая масса двигателя без радиатора 1100 кг
Вместимость топливного бака 185 л
Пусковой двигатель тип ПД-10М
Объём силовой установки 7,45 л
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндра 125 мм
Расположение цилиндров рядное
Полный ход поршня 152 мм

Расход топлива

Номинальный расход составляет 205 г на одну лошадиную силу за час работы. Однако есть факторы, влияющие на расход дизельного топлива:

  • перегрузки;
  • частота переключения передач;
  • неисправность, снижение мощности двигателя.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

Коробка передач ДТ-54 — механическая, предусматривающая 5 передних передач и 1 заднюю. Диапазон скоростей:

Максимальная вперёд 7,9 км/ч
Минимальная вперёд 3,59 км/ч
Назад (единственная) 2,43 км/ч

Трактор был оснащён бортовыми механическими тормозами ленточного типа. Поворотное управление осуществлялось путём затормаживания одной из гусениц (раздельное управление), так что было возможно поворачивать машину буквально стоя на месте.

ДТ-54 имел двухдиапазонный ходоуменьшитель, позволявший увеличить производительность за счёт передвижения в замедленном темпе (например, для посева). Диапазон скоростей, таким образом, начинался с нескольких сот метров в час.

Ходовая часть

Ходовая часть трактора включает:

  • гусеницы;
  • ведущие и направляющие ролики для управления гусеницами;
  • опорные колёса;
  • подвеску с балансирными каретками.

На гусеничные цепи были установлены специальные накладки-предохранители, чтобы исключить износ из-за трения о картер коробки передач.

Гидравлика

Трактор был оборудован гидронасосом с трёхклапанным распределителем, тип гидравлической системы — раздельно-агрегатная для большей универсальности (облегчения применения навесного оборудования и прицепов).

Устройство

Конструкция СХТЗ-НАТИ при разработке новой машины была серьёзно переосмыслена и улучшена. Это позволило учесть недостатки предыдущей модели и максимально модернизировать конструкцию. По отзывам тех, кто работал на ДТ-54, он был самым тяговитым трактором среди своих современников.

Передовые решения

Главное отличие ДТ-54 — его силовая установка: на тот момент четырёхтактный дизельный двигатель был самым современным вариантом.

Габаритные размеры

Вот габаритные параметры ДТ-54:

Конструктивная масса 5400 кг
Длина с прицепным агрегатом 3660 мм
Ширина 1865 мм
Высота 2300 мм
Дорожный просвет в районе КПП (клиренс) 260 мм
База (расстояние между осями крайних опорных катков) 1622 мм
Колея (расстояние между серединами гусениц) 1435 мм
Удельное давление на почву 0,41 кгс/см²

Кабина

ДТ-54 обладает кабиной закрытого типа (правда, только с 1953 года). В ней есть места для двух рабочих, обитые мягким материалом, пульт управления и приборный щиток. Кабины были вентилируемыми, но люди, работавшие в полях в то время, в основном открывали двери. Тогда к сельскохозяйственному агрегату трудно было применить слово «комфорт»: не было ни герметичной обшивки, ни обогрева, а стенки кабины могли защитить от сильного ветра, но не от холода. Задняя стенка кабины вплотную прилегала к топливному баку (это порождало неудобства — иногда солярка заливалась прямо за спины трактористам).

Навесное оборудование

На ДТ-54 можно было установить:

  • фронтальную и центральную навеску (жатки, плужные отвалы, погрузочные механизмы, культиваторы);
  • боковую навеску (косилки, оборудование для прокладки каналов);
  • заднюю навеску (плуги, бороны, сеялки, культиваторы).

Модификации

Основной модификацией стал трактор ДТ-54А. На его основе родились вариации:

  • ДТ-54А-С1, имеющая раздельную гидравлику (в первоначальной модификации её не было);
  • ДТ-54А-С2 — без навесной системы, гидроцилиндров;
  • ДТ-54А-С3 — без гидронавесной системы;
  • ДТ-54А-С4 — вариант ДТ-54А-С3, но без выносных цилиндров.

Преимущества и недостатки

Поскольку на момент разработки ДТ-54 был одним из самых новаторских решений, современники выделяли в нём мало недостатков (например, его трудно было завести в мороз). Зато достоинств оказалось много:

  • почти полная универсальность (на трактор можно было навешивать любые агрегаты), дающая возможность очень широкого применения машины;
  • хорошая тяга при невысоких оборотах двигателя (даже Д-75, следующая модель, при большей мощности, но более высоких оборотах хуже справлялся с пятиконтурным плугом);
  • неплохая маневренность;
  • хорошая ремонтируемость и возможность ставить на ДТ-54 детали от других тракторов без потери функциональности;
  • высокая проходимость (особенно в сравнении с колёсной техникой).

Техническое обслуживание

В инструкции к машине можно было найти указания о необходимости:

  • совершить первичную обкатку без нагрузок, чтобы обеспечить притирание частей трактора друг к другу;
  • применять и своевременно менять соответствующие моторные масла (М-10ДМ или М-10Г2к плюс трансмиссионное масло Тап-15В);
  • консервировать машину при неиспользовании в течение долгого времени (полностью очищать и смазывать, сливать топливо);
  • оперативно реагировать на проблемы с ДВС, не дожидаясь усугубления ситуации.

Основные неполадки и способы их устранения

Аграрии особенно высоко ценили в ДТ-54 простоту обслуживания. Возможности отогнать технику в лицензированный центр, как сейчас, у советских целинников не было, поэтому крайне важна была возможность чинить и обслуживать её «без отрыва от производства».

Если мотор не заводился, это могло говорить, например:

  • о низком качестве дизельного топлива (солярки);
  • об отсутствии смазки;
  • о засорении пускательного устройства.

При сильной вибрации рекомендовалось обратить внимание на:

  • правильно ли навешены агрегаты;
  • в норме ли уровень солярки и масла;
  • в порядке ли крепежи.

Основные проблемы с эксплуатацией говорили:

  • об отсутствии топлива;
  • о засорённости деталей и сцеплений;
  • об отсутствии контактов проводов, переключателей.

Подавляющее количество неисправностей можно было устранить на месте.

Для тех времён стоимость ДТ-54 была невысокой. Трактор стал по-настоящему массовым, одним из основных орудий освоения целины, поэтому закупался сельскохозяйственными предприятиями в очень крупных масштабах.

Восстановленные ДТ-54 можно купить и сейчас (правда, скорее в качестве памятника истории, чем рабочей машины). Механики-любители реанимируют технику тех времён, заменяя износившиеся детали на более новые (от других моделей), но стараясь при этом сохранить оригинальный внешний вид. Большинство из таких кастомизированных тракторов даже находится на ходу. Цена варьируется в зависимости от сохранности ДВС и механизмов — от 50 до 200 тыс. рублей (для сравнения — предыдущие и некоторые последующие модели, не снискавшие такой популярности, сейчас представлены только в виде лома).

Аналоги

Прямых аналогов у ДТ-54 (кроме вариации ДТ-54А) нет. Зато его конструкция послужила основой для создания тракторов следующего поколения: Т-75, Т-74, ДТ-75. Они были мощнее, обладали усовершенствованной коробкой передач, более производительными ДВС. ДТ-75 выпускается до сих пор, и он — единственный, кто перегнал ДТ-54 по массовости выпуска (более 2,5 млн единиц).

Несмотря на то, что сейчас ДТ-54 — однозначно устаревшая машина, она осталась легендарной. Её поклонники существуют и сейчас. В России установлено множество памятников ДТ-54, а власти Въетнама, куда СССР активно экспортировал свои машины, даже поместили изображение ДТ-54 на свои купюры.

Видео

Технические характеристики легендарного трактора ДТ-54 и его модификаций

История трактора ДТ-54 началась в 1949 году, когда машина сменила на конвейере Сталинградского тракторного завода гусеничный СТЗ-НАТИ, который выпускался с 1937 года. Модель 54 и модернизированный 54А выпускалась 30 лет. Производство первого дизельного трактора в СССР велось на заводах в Волгограде (СТЗ, позднее ВгТЗ), Харькове (ХТЗ) и Рубцовске (АТЗ). Трактор применялся для освоения целинных земель и стал поистине легендой. Всего было выпущено 958 000 экземпляров.

Машины поставлялись на экспорт и производились за рубежом по лицензии. Трактор стал первой массовой гусеничной машиной, выпускаемой в Китае.

Трактор ДТ-54

В основе машины находится рама, собранная из 2 продольных швеллеров, переднего бруса, 2 центральных поперечин и кормовой оси круглого сечения. Опорные катки размещены на 4 каретках, оснащенных пружинными подвесками. Использование гусеничной ходовой части позволило использовать машину на труднопроходимой и заболоченной местности.

На тракторе применялся оригинальный 4-цилиндровый вихрекамерный дизельный двигатель модели Д-54. Двигатель оснащался единой головкой блока. Агрегат при рабочем объеме 7460 см³ развивал мощность 54 л.с. при 1 300 об/мин. Пуск выполнялся бензиновым мотором ПД-10, установленным через 2-ступенчатый редуктор. На тракторе использовалось сухое сцепление с 1 диском и 5-ступенчатая коробка передач с дополнительным ходоуменьшителем. По отдельному заказу коробка комплектовалась валом и приводными шкивами для работы с навесным оборудованием.

Управление осуществляется педалями и рычагами, установленными в кабине оператора. Ранние выпуски оснащены общей системой управления бортовыми фрикционами и тормозами поворота. Впоследствии система стала раздельной. Кабина закрытого типа, оснащается системой отопления. Нагретый воздух подается вентилятором через отверстия в передней стенке кабины. Отверстия снабжены поворотной заслонкой, которая регулирует подачу воздуха.

После модернизации, проведенной в середине 50-х годов, трактор и двигатель получили обозначение 54А. Доработки коснулись поршневой группы, изменились фазы газораспределения и впрыска топлива, стал применяться генератор переменного тока. Улучшенные технические характеристики позволили повысить производительность работы при одновременном снижении затрат на топливо и техническое обслуживание. Тяговые свойства и номенклатура навесного оборудования не изменились.

Гидравлическая система сохранила раздельную схему подачи жидкости к агрегатам. Навесной механизм мог собираться по схеме с 2 и 3 точками крепления. Для привода оборудования использовался вал, подключенный к валу заднего хода в коробке передач через муфту кулачкового типа.

Трактор ДТ-74

Машина на гусеничном ходу, относится к тяговой категории 3,0 т, создана в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на основе тракторов моделей ДТ-54А и Т-75. Производство трактора велось с 1962 по 1983 год заводами в Харькове (под маркой ХТЗ) и Рубцовске (под маркой АТЗ). Всего было изготовлено более 880 000 машин.

Особенностью трактора стало применение 4-цилиндрового дизеля СМД-14А с системой жидкостного охлаждения.

Усовершенствование процессов сгорания топлива позволило поднять мощность до 75 л.с. Мотор оснащался оригинальным воздухоочистителем с циклонной камерой, соединяющейся трубопроводом с выпускным коллектором. При работе двигателя поток выхлопных газов создавал разрежение, которое вытягивало из фильтра скапливающуюся пыль.

Технические характеристики трактора удалось повысить с применением механической 6-скоростной коробки передач и усиленной муфты сцепления, оснащенной 2 дисками. На коробке по заказу устанавливался ходоуменьшитель. Поздние трактора ДТ-74 стали оснащаться модернизированной коробкой, имеющей 1 передачу заднего хода вместо 2. Вал привода навесного оборудования имеет привод от муфты сцепления.

Описание габаритов и вес машины:

  • длина — 4 225 мм;
  • ширина — 1 845 мм;
  • высота — 2 325 мм;
  • вес снаряженный — 5 910 кг.

Гидравлическая система оснащалась расходным баком, установленным под крылом на правой стороне. На поздних выпусках использовался модернизированный механизм навески, укомплектованный телескопическими нижними тягами и верхним амортизатором. Навеска собиралась по 2 и 3-точечной схеме.

Основные модификации

Трактор ДТ-54А поставлялся в нескольких модификациях:

  • 54А-С1 — с навесной гидравлической системой и выносными цилиндрами;
  • 54А-С2 — без возможности монтажа навесного оборудования и без силовой гидравлики;
  • 54А-С3 — без гидравлики;
  • 54А-С4 — вариант С1, но без выносных гидравлических цилиндров.

Машины модификации ДТ-54А-С1 использовались для создания бульдозеров, при выполнении тяжелых сельскохозяйственных и лесотехнических работ. На базе ДТ-54А выпускался болотный трактор ДТ-55А. Машина отличалась направляющими колесами увеличенного диаметра, которые позволили увеличить опорную площадь гусеницы. Звенья гусеницы уширены и оснащены укороченными шпорами.

Трактор ДТ-74 послужил основой для выпуска нескольких моделей:

  • 74А-С1 — оборудован валом привода навесного оборудования и гидравликой с основным и 3 выносными силовыми цилиндрами;
  • 74А-С2 — укомплектован валом привода, но не имеет основного силового цилиндра и механизма навески;
  • 74А-С3 — не комплектуется прицепным устройством и гидросистемой, оснащен только приводным валом;
  • 74А-С4 — имеет вал и гидравлику без силовых цилиндров и магистралей к ним;
  • 74А-С5 — с валом и гидравликой, но без навесной системы и без основного и дополнительных силовых гидроцилиндров.

Достоинства и недостатки

Отзывы владельцев машин ДТ-54А и 74 позволяют выделить ряд положительных сторон техники:

  • возможность работы с агрегатами для культивирования почвы;
  • маневренность;
  • проходимость;
  • ремонтопригодность;
  • низкая цена, возможность применения запасных частей от другой техники;
  • возможность модернизации двигателя СМД-14А путем установки турбины и измененной поршневой группы.

Отрицательными чертами тракторов являются:

  • устаревшая конструкция, сложности с приобретением запасных частей;
  • сложности с запуском двигателя СМД-14А в зимнее время;
  • шумная кабина;
  • отсутствие регулировок сидения оператора;
  • малая транспортная скорость, усложняющая перегонку машины.

Цена и отзывы владельцев

Трактор модели 54 последних выпусков можно приобрести за 60 000 — 80 000 руб. Машины находятся в разукомплектованном состоянии, ряд узлов и агрегатов заменен на детали от других тракторов. Более свежие ДТ-54А оцениваются в сумму до 150 000 руб. Машины после нескольких капитальных ремонтов, комплектуются навесным оборудованием. Тракторы ДТ-74 оцениваются владельцами в сумму 100 000 — 200 000 руб. Стоимость зависит от состояния машины.

Иван, Белгородская область

На ранних этапах создания фермерского хозяйства применялся арендованный трактор ДТ-74. Конструкция машины простая, при поломках все узлы доступны для ремонта. Управление тяжелое, особенно это касается муфты сцепления и рычагов. Установка гидроусилителей могла бы улучшить ситуацию и сделать машину удобнее в работе.

Николай, Воронежская область

Для работы на ферме используется колесная техника. Гусеничный ДТ-74 стоит в резерве и эксплуатируется несколько дней в году для вспашки почвы. Комфорт при работе низкий, но все компенсируется проходимостью и тяговым усилием. Отказов узлов не было, мелкие неисправности устраняются в процессе работы.

Трактор ДТ 54

Сельское хозяйство Советского Союза не обходилось без тяжелой техники. Трактора всегда пользовались спросом в совхозах страны. Трактор ДТ 54 считается одним из самых востребованных в XX веке. Эта машина служила долгие годы, отличаясь надежностью и ремонтопригодностью.

Назначение

Эта модель применялась в основном для аграрной сферы. Основные направления использования:

  • уборка зерна и других культур;
  • вспашка;
  • посадка сельскохозяйственных культур;
  • планирование полей;
  • боронование;
  • культивация;
  • различные виды землеройных работ.

А также при применении разнообразных дополнительных устройств, трактор использовался в строительной сфере и легкой промышленности.

Технические характеристики

Техника обладает следующими показателями:

  • габариты – 3,66х1,86х2,3 м;
  • удельное давление на поверхность – 0,41 кг/см2;
  • размер колеи – 1,435 м;
  • дорожный просвет – 0,26 м;
  • промежуток внутри осей крайних опорных катков – 1,62 м;
  • вес – 5,4 т.

Технические характеристики ДТ 54 обеспечивают длительную эксплуатацию при большой нагрузке.

Характеристики двигателя

При начале выпуска трактор оснащался мотором Д-54. Затем модель была усовершенствована до Д-54А, имеющая поршни из алюминиевого сплава и наименьшие значения угла опережения подачи топлива. Мотор представляет собой четырехтактный агрегат, работающий на дизельном топливе. Основные свойства:

  • частота вращения коленвала – 1300 об/мин;
  • наибольший крутящий момент – 35 кГм;
  • вес 1,1 т;
  • число опор крепления – 3 шт;
  • мощность 54 л.с.(39,7 кВт);
  • система охлаждения – водяная;
  • тип редуктора – двухступенчатый.

Для запуска мотора предусмотрен пусковый двигатель, работающий на бензине. Мощность его составляет 10 л.с.
Для фильтрования масла предусмотрены фильтрующие элементы. Ранние модели имели двойную фильтрацию – картонный фильтр и металлический ленточного вида. На поздних моделях устанавливалась тройная система фильтрации: фильтрация в полостях шатунных шеек; центрифужное фильтрование в отводной ветви; металлический фильтр ленточного вида.
Воздух в двигатель трактора ДТ 54 поступал через воздухоочиститель. Очистка происходила в сухом уловителе пыли центробежного типа. Далее поступал в масляный пылеуловитель, потом на влажный сетчатый фильтр.


Кабина

Кабина ДТ 54 закрытого вида. Внутри находится мягкое сиденье и система управления, включающая органы управления, щиток приборов. В дальнейшем на новые модели устанавливали отопитель, бачок для воды. Когда торможение было отделено от бортовых фрикционов, установили две педали торможения.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива равняется 185 л. Топлива расходуется 205 г/л.с. в час.

Устройство

Конструкция трактора состоит из расположенного в передней части силового агрегата, трансмиссии, размещенной сзади и кабины над ней. Коробка передач обладает пятью ступенями. Возможна установка уменьшителя хода, способствующая движению с малой скоростью. Сцепление однодисковое.
Задний мост располагается независимо от коробки передач. Позволяет осуществлять контроль муфт поворота и тормозов по отдельности. Мост делится на три части. В средней части установлена основная передача. В отделениях сбоку располагаются поворотные муфты.
Трактор производит движение гусеницами. Гусеничная лента перемещается за счет ведущего колеса. А также имеется направляющее колесо и два ролика для поддержки. Модели, выпущенные после 1956 года, оснащаются специальными накладками для гусеничной ленты для предупреждения соприкосновения с картером. Еще эти накладки играли роль направляющих.

Преимущества и недостатки

Модель обладает многими положительными качествами:

  • упрощенная конструкция;
  • ремонтопригодность;
  • надежность силового агрегата;
  • хорошие тяговые качества;
  • возможность длительной эксплуатации;
  • увеличенный топливный бак.

Среди недостатков трактора можно выделить:

  • некомфортность кабины;
  • трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
  • при максимальной мощности возрастает расход топлива.

Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.

Отзывы

Многие отмечали, что трактор прост в управлении и обслуживании. Механизаторам того времени нравилось проходимость и возможности техники при обработке целинных и болотистых территорий.

Чем может комплектоваться

Трактор может работать при наличии навесного и прицепного оборудования:

  • плуг;
  • культивационное оборудование;
  • косилка;
  • бороны;
  • рассадочные установки;
  • насадка для посадки деревьев;
  • машина для полива сельскохозяйственных культур.

Это оборудование применялось в сельскохозяйственной отрасли. Еще к трактору можно было присоединить различные ножи, ковши, снегоуборщик.

Трактор перестали выпускать в конце 70-х годов. Поэтому приобрести новую модель в настоящее время не получится. При поиске в интернете можно найти эту модель по цене 70000-180000 рублей. По фото трактора ДТ 54 сложно оценить техническое состояние. Лучше всего осматривать технику лично, чтобы не прогадать с ценой.

Аналоги

Аналогичной техникой считается усовершенствованная модель ДТ 54А, имеющая такие же технические характеристики, что и ДТ 54. Но отличающаяся моделью двигателя и кабиной.
ДТ 54 по праву считается раритетной техникой 50-70-х годов ХХ века.

Наличие широкой гусеничной ленты и возможности применения дополнительного оборудования позволяло широко использовать трактор в сельском хозяйстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector