Знаменитый советский зерноуборочный комбайн СК-6 Колос

Комбайн Колос СК 6

Комбайн Колос СК 6 – барабанная техника для сбора зернового урожая. Выпуск продолжался 6 лет, начался в 1973, а закончился в 1979 году. Место сборки – Таганрогский завод по выпуску комбайновой техники. Разработкой занимался отдел конструкторов, которыми руководил инженер Изаксон.
Вторым продуктом стал комбайн СК-6-II. На него установили два рабочих барабана. Время выпуска 1980…1984 годы. Помимо двух барабанов, он получил два шнека. Каждый шнек владел собственной спиралью – один левой, второй правой. С начала 1985 года началось производство модели СК-6А, в которой количество барабанов сократили до 1 штуки.
Зерноуборочный комбайн Колос разработан для работы в сельских хозяйствах. На комбайне удобно собирать созревшие колосовые культуры, степень обмолачивания которых имеет определенные сложности. В процессе сборки урожая, жаткой поднимаются колосья, после чего обрезается их корень. Сразу после обрезки колосья обмолачиваются и поступают в бункер хранения обмолоченных продуктов. Помимо работы с зерновой культурой, комбайном может убираться бобовая культура.
Жатка в СК-6 является фронтальной. Резка культуры совершается одинарными кованными стальными пальцами. Бункер для зерна сделан с двумя равными секциями.

Технические характеристики Колос СК 6

  • Рабочие габариты агрегата 1049 х 534 х 400 см.
  • Размеры комбайна при транспортировке 1092 х 530 х 392 см.
  • Полная масса 9 тонн 455 кг.
  • Мощность установленного двигателя СМД-64 равна 110 кВт.
  • Комбайн имеет две рабочие скорости: скорость транспортировки 18,7 км в час; скорость при выполнении работы – 7,4 км в час.
  • За один час машиной СК-6 собирается до 8500 кг урожая.
  • Без редуктора барабан вращается со скоростью 749…1235 оборотов за 60 секунд.
  • Установлено восемь рабочих бичей.
  • Молотилка захватывает участок поля в 150 см.
  • Габариты барабанного устройства: диаметр 60 см, длина 148,5 см.
  • Барабан охватывает угол 146 градусов.
  • Показатель высоты среза культуры: при перестановке башмаков – 50, 100, 130, 180 мм; при изменении гидроцилиндров – диапазон 100…950 мм.
  • Соломотряс сделан с двумя валами, имеет пять рабочих клавиш.
  • Соломотряс сделан с шириной 147,7 см.
  • Размер длины одной клавиши 361,8 см.
  • Бункер для зерна имеет вместимость 3 м3 продукта.
  • Минимальный радиус при развороте машины составляет 750 см.

Характеристики двигателя

Работа мотора СМД-64 проходит в четырехтактном процессе. Дизельная конструкция мотора имеет механизм турбонаддува, охлаждение совершается водянистой жидкостью. Насос для прогонки масла двухсекционный, шестеренного типа.
Запуск совершается пусковым двигателем с редуктором, с дополнительной функцией дистанционного запуска. Марка турбокомпрессора ТКР11Н-1.

  • Мощность рабочего состояния 150 л.с.
  • Длина хода поршневой части 11,5 см.
  • Размер диаметра рабочего цилиндра 13 см.
  • Расположение цилиндров в конструкции в форме литеры V.
  • По правому ряду идут цилиндры один, два, три.
  • По левому ряду расположены цилиндры четыре, пять, шесть.

Операторская кабина

На качественном фото комбайна Колос видно, что кабина расположена не очень удачно. Она стоит в центре рамы, по бокам от нее находятся бункеры. При этом ее расположение сделано на одном узле с молотильным устройством.
Из достоинств кабины – она имеет жалюзи для защиты от солнца и вентилятор для обдува. Звуковая изоляция хоть и присутствует, но она не самого высокого качества.
Кабина стоит на самом верху комбайна, но качество обзора от этого не вырастает. Боковому обзору мешают зерновые бункеры. Задний осмотр имеет свои трудности, поэтому движение задним ходом крайне неудобное.
Рычаги управления рабочими органами находятся возле кресла водителя. Все рабочие узлы приводятся в работу водителем или его помощником.

Топливо

Комбайновая машина Колос поставляется с большим баком для топлива. В него вмещается ровно 190 литров дизельной смеси.
Расход топлива высчитывается не за пройденное расстояние, а за рабочий час. Размер потребление ДТ – 27,5 литров.

Устройство машины

Комбайн Колос СК 6 оснащен ведущим мостом из двух планетарных редукторов. КПП позволяет совершать ход в двух направлениях: назад с одной скоростью, вперед с тремя скоростями. Главным мостом считается задний. По факту это коробчатая балка со встроенными рычагами.
Гидравлическую систему произвели из главного блока и блока для управления рулем. Подачу масла из резервуара в систему обеспечивает распределитель. Главный блок руководит работой подключенных механизмов, которыми могут быть жатки, мотовила, копнители. Этот же блок управляет очистным клапаном, который установили на воздухозаборник радиатора.
Для освещения хода комбайна установлены четыре фары. Передняя пара фар носит название ФГ-305, задняя пара – ФГ-304. Помимо основных фар, предусмотрены лампы стоп-сигнала, лампы оповещения о повороте машины.

Комплектация

Самые главные рабочие органы поставляются в базовом списке комплектующих. Остальные механизмы, по своему усмотрению, Вы приобретаете сами на рынке комплектующих изделий.

Основными заводскими узлами являются:

  • Унифицированная жатка.
  • Двухбарабанный молотильный механизм.
  • Бункер разделенный на два отсека.

Достоинства, недостатки

Положительные черты:

  • Наличие двухсекционного бункера для хранения обмолотого зернового продукта. Бункер легко выгружается, даже во время движения комбайна СК-6.
  • Огромное наличие новых запчастей для ремонта техники. Стоимость запчастей не такая высокая, как у импортных аналогов.
  • Встроенный датчик наполнения бункера. Встроены сигнализационные системы для работы копнителя, соломотряса или зернового шнека.
  • Молотилка с широким захватом поля.
  • Надежная, выносливая техника. Срок эксплуатации может достигает 50-60 лет.

Отрицательные черты:

  • Ужасный обзор из водительской кабины. Отличный обзор только в переднее стекло, боковой и задний осмотр затруднен конструкцией каркаса.
  • Над мотором нет свободного места для проведения ремонтных работ.
  • Мощность двигателя слабовата, для машины такой комплекции желательно ставить мотор помощнее.
  • Хорошая проходимость по ровному участку. Любые неровности комбайном проходятся со большими сложностями.

Аналог, цены

На время производства комбайн Колос СК 6 был единственной техникой своего класса. Подобных агрегатов не выпускалось.
Зерноуборочный комбайн Колос представлен только на рынке б/у техники. Стоимость агрегата 1977 года равна 4 тысячам долларов.

Отзывы

«Во время юности мой отец работал на комбайне Колос СК 6. Отец рассказывал, что машина хорошая, хотя и имела свои трудности при работе. Достоинствами он считал высокий процент сбора урожая. Но при этом надо было приловчиться к управлению этой махиной. Плохой боковой и задний обзор мешал нормальной работе, а разворачиваться пытались боком. Чтобы двигаться задним ходом приходилось одному человеку выходить из кабины и подсказывать, как и куда рулить.
Жаль, что такие комбайны давно не выпускаются, их можно было бы усовершенствовать и они бы работали на благо наших фермеров.» Павел, Черкассы.

Колос СК 6 – отличный, советский комбайн для работы на зерновых полях. При списке своих недостатков, он был прогрессивным агрегатом, который по своим техническим характеристикам опережал всех ближайших конкурентов.

Зерноуборочный комбайн СК-6 Колос: обзор, технические характеристики, отзывы владельцев

СК-6 Колос — комбайн, выпускавшийся в Советском Союзе машиностроительным предприятием ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (ТКЗ) с 1973 по 1979 год. Модель создана конструктором и изобретателем Х. И. Изаксоном для выполнения сельскохозяйственных работ по сбору зерновых, бобовых и рисовых культур на отечественных угодьях. При разработке конструкции были использованы узлы и агрегаты прототипов СК-4А и СК-4М, которые не вызывали необходимости в особой переделке. Молотильно-сепарирующие органы были перенесены в новые машины без изменений.

Самой распространенной модификацией являлась СК-6-II с 2-барабанной молотилкой с шириной захвата 1,5 м которая массово выпускалась в СССР с 1971 по 1984 годы. Проведенная инженерами реконструкция позволила увеличить производительность.

Помимо СК-6-II, производителем было выпущено еще несколько моделей под различные условия эксплуатации, которые также стали популярными среди аграриев. Для районов с повышенной влажностью грунта подходили модули на полугусеничном СКПР-6 и гусеничном ходу СКГ-6 и СКГД-6. Комбайн СКПР-6 работал на рисовых полях Краснодарского края и Ростовской области, СКГД-6 с штифтовым бильным барабаном поставлялась во Вьетнам, Камбоджу и Лаос.

Устройство

Зерноуборочный комбайн Колос — сложная машина. Общая конструкция представлена так:

  1. Жатка, подборщик.
  2. Молотилка.
  3. Копнитель.
  4. Ходовая система.
  5. Силовая установка.
  6. Трансмиссия:
    • редукторы планетарного типа;
    • главная передача;
    • дифференциал;
    • коробка передач.

Технологическая схема имеет вид:

  1. Мотовило.
  2. Шнек жатки.
  3. Наклонный транспортер.
  4. Приемный битер.
  5. Молотильный барабан.
  6. Выгрузитель.
  7. Распределительный шнек.
  8. Клавишный соломотряс.
  9. Соломонабиватель.
  10. Половонабиватель.
  11. Удлинитель верхнего очищающего решета.
  12. Колосовой шнек.
  13. Нижняя жалюзийная решетка.
  14. Зерновой шнек.
  15. Вентилятор.
  16. Отбойный битер.
  17. Делители.

Кабина машины расположена в центральной плоскости, имеет герметизацию, отопитель и вентилятор. Сиденье комфортное, регулируемое по росту и весу человека. Органы управления, включающие контрольно-измерительные приборы, рукоятки тормозов и выноса мотовила, рычаги сцепления, находятся в удобном положении. Для контроля оборотов мотовильного барабана перед машинистом имеется тахометр. В случае нарушения работы бункера для зерна, копнителя, шнеков, элеваторов или соломотряса в кабину подаются световые и звуковые сигналы.

На кормоуборочной машине установлен дизельный 4х-тактный 6ти-цилиндровый мотор с турбонаддувом и водяным охлаждением – СМД-64, мощностью 150 лошадиных сил. Запуск движка осуществляется при помощи стартерного двигателя П-350, который управляется из кабины.

Трансмиссия

На ведущем мосту самоходного комбайна располагаются:

  • два планетарных редуктора;
  • дифференциал;
  • главная передача и 2х-ходовая коробка переключения передач;

Однодисковое сцепление располагается на приемном шкиве, который соединен с вариатором посредством клиновидного ремня. С вала коробки передач движение передается на шестерню главной передачи, а с нее – на звездочки бортовых редукторов, предназначенные для приведения в движение передних колес.

Задний мост машины состоит из коробчатой балки с гидроусилителем и поворотных рычагов. Колеса оснащены колодочными тормозами.

Гидравлика комбайна состоит из двух частей. Первая – это основной гидравлический аппарат, помогающий управлять навесными агрегатами: жаткой (скашивает траву и грубостебельные культуры: злаковые, кукурузу, бобовые; и одновременно формирует валок), мотовилом, измельчителем. Вторая часть гидравлической системы служит для облегчения рулевого управления комбайном. Сбоку от зернового бункера располагается гидрораспределитель, подающий масло от НШ-10Е (шестеренчатого насоса) в систему с общей емкости.

Комбайн СК-6 Колос работает следующим образом.

Перед жаткой поднимаются колосья. Во время езды мотовильные планки наклоняют стебли к резу хедера. Винтовой шнек сгребает ворох к пальцам, забрасывает на наклонный транспортер и перемещает к 4-лопастному приемному битеру. Барабан ударяет билами по хлебной массе и выколачивает из гнезд зерна. Оставшаяся часть убирается и направляется на клавишный соломотряс.

Воздушная решетка разделяет массу на крупные и мелкие фракции. Зерно очищается, стекает к шнеку и поднимается в бункер, работающий от выгрузителя. Невымолоченные колосья с примесями подаются колосовым элеватором в желоб верхнего шнека и попадают в молотило на вторичный обмолот. Половонабиватель проталкивает массу в переднюю часть камеры копнителя, которая освобождается на ходу при нажатии на педаль сбрасывания.

Технические характеристики

Производственные характеристики зерноуборочного комбайна:

  1. Мощность двигателя СМД-64 — 150 л. с.
  2. Скорость вращения коленчатого вала — 1900 об/мин.
  3. Объем топливного бака — 300 л.
  4. Рабочая скорость — 7,4 км/ч.
  5. Транспортная скорость — 18,7 км/ч.
  6. Тип молотилки — 1-бильный.
  7. Количество бичей — 8 шт.
  8. Ширина молотильного механизма — 1500 мм.
  9. Диаметр барабана — 0,6 м.
  10. Длина — 1,485 м.
  11. Ширина захвата жатки — 3,2-7 м.
  12. Емкость бункера — 3 м³.
  13. Габариты — 10,92х5,3х3,92 м.
  14. Производительность — 8,5 т/ч.

Плюсы и минусы

Достоинства комбайна Колос:

  • наличие двойного бункера;
  • комфортные условия труда;
  • контроль над процессом уборки урожая путем установленной сигнализации;
  • большие размеры молотилки;
  • доступность запасных частей для ремонта;
  • надежность;
  • выносливость;
  • высокая производительность;
  • невысокий расход горючего.

К основным недостаткам относят усложненную конструкцию машины и маломощность двигателя. Комбайн разработан так, что затруднен задний обзор, машинисту приходится работать наугад. Боковой обзорности мешают бункеры, между которыми находится кабина. Места над двигателем недостаточно для обслуживания и ремонта, поэтому при работе с машиной необходимы специальные навыки и профессионализм. Для холмистой поверхности агрегат также не приспособлен.

Отзывы владельцев и цена

Комбайн СК-6 Колос не выпускается. Его можно купить только на вторичном рынке.

Стоимость его зависит от технического состояния и составляет от 250 тыс. руб.

Многие фермеры берут у сельскохозяйственных предприятий комплекс в аренду. Цена аренды договорная.

Михаил, 50 лет, Свердловская область

Работаю на комбайне с малых лет. Техника лучшая среди отечественных производителей. Оборудование хоть и старое, да и ремонтировалось не один раз, но никогда не подводит. Урожай собирает всегда. Запчасти на машину — в свободной продаже, стоят недорого.

Вячеслав, 38 лет, Белгородская область

Беру комбайн в аренду. Машина хорошая, иногда бывают трудности в процессе эксплуатации, больше это касается отопительной системы и плохого обзора. При работе в ночное время в кабине холодно, отопитель часто не греет. Задним ходом практически не езжу, требуется помощник, пытаюсь разворачиваться боком. Самым главным достоинством считаю высокий сбор урожая.

Уважаемые комбайнеры, насколько надежен комбайн «Колос»?

Зерноуборочный комбайн Колос СК 6

Колос СК 6 – популярный советский зерноуборочный комбайн, производителем которого является Таганрогский комбайновый завод. Техника выглядит очень эффектно и напоминает огромный корабль с 2 большими бункерами, размещенными по бокам.

История модели началась в 1970-х годах. Разработкой комбайна занималась группа конструкторов Таганрогского завода под руководством инженера Изаксона. Техника выпускалась в нескольких модификациях. В 1971 году предприятие начало выпуск версии с 2 барабанами (СК 6-II). Параллельно в 1973 году было открыто производство однобарабанной версии (СК 6), которое продолжалось 6 лет. Первая модификация просуществовала значительно дольше – до 1984 года. Версия СК-6-II, помимо 2 барабанов, также получила 2 шнека с собственной спиралью. Техника стала первым советским комбайном с молотилкой шириной 1500 мм. Модель получила большое распространение и использовалась повсеместно. Однако постепенно интерес к комбайну начал угасать.

Видео

В 1985 году стартовал выпуск новой версии комбайна – модели Колос СК 6-А. Число барабанов в ней вновь сократилось до одного. Обновленная модификация не пользовалась большой популярностью и вскоре была снята с производства.

Серия Колос СК 6 предназначалась для уборки зернобобовых, зерновых и риса, потому машина комплектовалась различными ходовыми мостами:

  • колесный мост считался основным в линейке и использовался для работы с широким спектром зерновых культур;
  • полугусеничный мост применялся для работы на рисовых чеках в Краснодарском крае и Ростовской области;
  • гусеничный мост использовался на рисовых полях. Комбайны в данном исполнении экспортировались в азиатские страны (Лаос, Камбоджу, Вьетнам и другие).

Комбайн Колос СК 6 активно использовался в сельских хозяйствах. Техника уверенно собирала колосовые культуры, процесс обмолачивания которых вызывал трудности у большинства комбайнов того времени. Модели Колос СК 6 поднимали колосья и обрезали под корень, после чего начинался обмолот. Получавшаяся масса поступала в бункер с 2 секциями хранения, где хранилась до перегрузки в автомобиль.

Колос СК 6 стал первым советским зерноуборочным комбайном, экспортируемым за границу. Модель поставлялась в Сирию, КНР, Ирак, Монголию, Иран и страны юго-восточной Азии. Большое число сервисных центров позволяло быстро выполнять ремонт и обслуживание машин. Возможность дополнительного переоснащения позволяла использовать Колос СК 6 для различных операций. Подобный функционал и отменные характеристики сделали модель одним из наиболее удачных продуктов советской агротехнической промышленности.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 10490 мм;
  • ширина – 5340 мм;
  • высота – 4000 мм;
  • радиус поворота – 7500 мм.

Масса комбайна без топлива составляет 9455 кг. Скорость при движении по дорогам может достигать 18,7 км/час. При выполнении работы максимальная скорость равняется 7,4 км/час.

Колос СК 6 способен собирать до 8500 кг урожая за час эксплуатации.

Характеристики основных узлов:

  • ширина молотилки – 1500 мм;
  • диаметр барабана – 600 мм;
  • длина барабана – 1485 мм;
  • скорость вращения барабана – 750-1235 об/мин;
  • угол охвата барабана – 146 градусов;
  • захват жатки – 3200-7000 мм;
  • высота среза без копирования – 100-950 мм
  • высота среза с копированием – 50, 100, 130 или 180 мм;
  • ширина соломотряса – 1477 мм;
  • объем зернового бункера – 3 куб.м.

Двигатель

Комбайн Колос СК 6 комплектуется дизельным агрегатом СМД-64, рабочий процесс которого выполняется в четырехтактном режиме. Конструкция двигателя имеет систему охлаждения водянистой жидкостью, V-образное расположение цилиндров и механизм турбонаддува. В состав силовой установки входит двухсекционный насос шестеренного типа для прогонки масла Пуск агрегата осуществляется из кабины посредством стартера П-350, имеющего одноступенчатый редуктор. Модель турбокомпрессора, применяемого в агрегате – ТКР11Н-1.

Характеристики двигателя СМД-64:

  • номинальная мощность – 110 (150) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1900 об/мин;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 251,5 г/кВт в час (примерно 27,5 л/час).

Емкость топливного бака составляет 190 л, что позволяет работать без дозаправки полную смену.

Устройство и особенности обслуживания

Колос СК 6 базируется на прочной раме. Ведущий мост оборудован 2 редукторами планетарного типа. На комбайн устанавливается двухходовая трансмиссия и главная передача (3 передних и 1 задняя скорость). Конструкция заднего моста выполнена в виде коробчатой балки, к которой крепятся поворотные рычажные механизмы. Усилие передается с вала коробки передач на главную передачу, затем с шестеренки главной передачи на бортовые редукторы, контактирующие с передними колесами.

Гидравлическая система выполнена по общей с другими комбайнами бренда конструкции и представлена главным блоком и блоком управления рулем. Главный блок контролирует работу подключенных механизмов, в качестве которых могут выступать мотовило, копнитель, жатка и другие устройства. Посредством данного блока выполняется управление очистным клапаном, установленным на воздухозаборнике радиатора. Блоки гидросистемы имеют один масляный резервуар, подача масла осуществляется за счет секционного распределителя, работа которого контролируется оператором из кабины при помощи рычагов.

Процесс управления и вождения техникой облегчается за счет рулевого узла, состоящего из гидравлического усилителя, планетарного насоса и золотника. Руль связан с валом насоса. При изменении положения руля начинается движение зубьев сателлита, которые вытесняют масло из рабочих углублений. Масло через канал распределителя всасывается через штуцер или поступает под давлением в гидроцилиндр. За счет этого происходит управление комбайном.

В модели Колос СК 6 используется классическая схема производственного процесса уборки. Машина выполняет сбор культур прямым или раздельным комбайнированием. Основные рабочие органы комбайна:

  • мощные жатки различной ширины (до 7000 мм). Наиболее популярными являются 6-метровые жатки, демонстрирующие лучшие показатели эффективности;
  • система очистки;
  • молотильное устройство;
  • зерновой бункер большого объема (3000 л).

Кабина комбайна Колос СК 6 расположена не слишком удачно – в центре рамы (по бокам устанавливаются бункеры). Она монтируется на одном с молотильным механизмом узле, что негативно влияет на показатели шума и вибрации. Звуковая изоляция присутствует, но ее качество является очень низким. Из-за бункеров хороший обзор обеспечивается только в передней области. Движение задним ходом затруднено, несмотря на то, что кабина располагается вверху. Вентилятор для обдува и жалюзи, защищающие от солнечных лучей, добавляют комфорта работы. На некоторых моделях присутствует увлажнитель воздуха, который задумывался как средство понижения температуры в салоне. Однако при повышении температуры до 40 градусов данный механизм оказывается бесполезным. Рычаги управления основными узлами установлены рядом с водительским креслом. Рабочие органы приводятся в работу комбайнером или его помощником.

В передней части техники находятся 2 фары ФГ-305, в задней области – 2 фары ФГ-304. Комбайн комплектуется поворотниками и стоп-сигналами. Все сектора функционирующих узлов оснащаются сигнальным освещением.

В стоковой комплектации комбайн имеет следующие механизмы:

  • бункер, состоящий из 2 отсеков;
  • унифицированная жатка;
  • 2-барабанный молотильный механизм.

Достоинства комбайна Колос СК 6:

  • доступное техническое обслуживание, отсутствие проблем с комплектующими и запчастями, стоимость которых является небольшой;
  • бункер имеет удобную систему выгрузки, позволяющую выполнять разгрузку в процессе работы;
  • широкая молотилка с высокой производительностью;
  • сигнализация, оповещающая о заполнении бункера, рабочих процессах в зерновых шнеках, копнителе и соломотрясе. Ее наличие позволяет контролировать основные операции из салона;
  • надежность конструкции и неприхотливость. Многие экземпляры собраны еще в 1970-х годах, но эксплуатируются и в настоящее время.

Недостатки комбайна Колос СК 6:

  • слабый двигатель, не позволяющий полностью использовать все возможности техники;
  • плохая обзорность (особенно задней области);
  • трудности в обслуживании двигателя из-за неудобного расположения;
  • достаточно сложная конструкция требует определенных навыков для работы и обслуживания комбайна;
  • плохой ход по неровной местности и косогорам.

Комбайн крайне неприхотлив, потому на его обслуживание уходит минимум времени. После смены необходимо выполнять очистку рабочих органов и осмотр основных узлов.

Колос СК 6 по праву считается одним из лучших советских комбайнов. Прямым подтверждением этого является то, что отдельные экземпляры данной техники, производство которой закончилось довольно давно, используются и сегодня.

В настоящее время приобрести технику Колос СК 6 без пробега не удастся, поскольку ее производство закончилось. Подержанных машин на российском рынке немного, но они пользуются популярностью благодаря наличию доступных запчастей. Стоимость б/у моделей Колос СК 6 невелика:

  • 1979-1980 год – 120000-160000 рублей;
  • 1984-1985 год – 190000-250000 рублей.

Зерноуборочный комбайн СК-6 Колос: обзор, технические характеристики, отзывы владельцев

СК-6 Колос — комбайн, выпускавшийся в Советском Союзе машиностроительным предприятием ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (ТКЗ) с 1973 по 1979 год. Модель создана конструктором и изобретателем Х. И. Изаксоном для выполнения сельскохозяйственных работ по сбору зерновых, бобовых и рисовых культур на отечественных угодьях. При разработке конструкции были использованы узлы и агрегаты прототипов СК-4А и СК-4М, которые не вызывали необходимости в особой переделке. Молотильно-сепарирующие органы были перенесены в новые машины без изменений.

Самой распространенной модификацией являлась СК-6-II с 2-барабанной молотилкой с шириной захвата 1,5 м которая массово выпускалась в СССР с 1971 по 1984 годы. Проведенная инженерами реконструкция позволила увеличить производительность.

Помимо СК-6-II, производителем было выпущено еще несколько моделей под различные условия эксплуатации, которые также стали популярными среди аграриев. Для районов с повышенной влажностью грунта подходили модули на полугусеничном СКПР-6 и гусеничном ходу СКГ-6 и СКГД-6. Комбайн СКПР-6 работал на рисовых полях Краснодарского края и Ростовской области, СКГД-6 с штифтовым бильным барабаном поставлялась во Вьетнам, Камбоджу и Лаос.

Назначение и область применения СК-6 «Колос»

Комбайн СК-6 «Колос» выпускался на Таганрогском комбайновом заводе, его основное назначение – это уборка зерновых, зернобобовых и риса. Поэтому завод при реализации поставлял (по специальному заказу) разные ходовые мосты:

  • колесный, основной тип движителя, применялся для уборки большинства видов зерновых;
  • полугусеничный – этот тип движителя применялся на рисовых чеках Ростовской области и Краснодарского края;
  • гусеничный – этот движитель предлагался для рисовых полей хозяйств Средней Азии, а также экспорта во Вьетнам, Лаос и Камбоджу.

Совет #1. Сегодня можно приобрести только бывший в эксплуатации комбайн СК-6 «Колос», многих пугает, что завод прекратил их выпуск уже более 12 лет. На самом деле запасные части для этой машины имеются в достаточном количестве. Цена на них весьма невелика, так как многие были выпущены еще в период СССР.


Сборочный цех Таганрогского комбайнового завода. Видно, как выполняется сборка машин. В других цехах собирались жатки и копнители. Потом техника комплектовалась по нескольким схемам в зависимости от региона, куда их направляли.

Инструкция по эксплуатации

Согласно данным производителя, средний эксплуатационный срок зернодробилок Колос составляет порядка десяти лет. Стоит отметить, что это минимальный срок, т.е. агрегаты продолжают работать и по его истечении. Однако, чтобы это было возможным, необходимо в строгости соблюдать основные рекомендации производителя:

  • Перед тем, как загрузить в специальный резервуар продукцию для перемолки, надо сначала включить двигатель. Если это сделать в обратной последовательности, то двигатель может выйти из строя. То же самое относится и к отключению двигателя – это нужно делать только после того, когда весь продукт в резервуаре переработается.
  • В резервуар нужно загружать только сухие культуры и корнеплоды. Если в них будет присутствовать влага, то это приведет к налипанию культура на стенках бункера, а также на вращательных механизмах. Иными словами, присутствует риск поломки режущих элементов.
  • В процессе эксплуатации нужно делать перерывы между сеансами, т.е. по истечении каждого часа необходимо отключать аппарат, чтобы двигатель немного остыл.
  • Если в процессе эксплуатации вы замечаете излишнюю вибрацию или иные признаки неполадок, нужно незамедлительно отключить устройство от сети, а также освободить резервуар от материала. Только после этого нужно приступать к выяснению причин, а также к проведению ремонтных работ.

Особенности реализации комбайна СК-6 «Колос»

Зерноуборочный комбайн СК-6 «Колос» стал первой уборочной машиной, которую экспортировали за рубеж. Кроме стран Юго-Восточной Азии его приобретали Сирия, Ирак, Иран, КНР, Монголия и другие. В тот период Госкомсельхозтехника организовала большое количество сервисных центров, которые получали запасные части и агрегаты.

Практически в каждом районе имелось предприятие, которое могло провести не только текущий ремонт. Капитальный ремонт и полное переоборудование выполнялось в самые кратчайшие сроки. Практически везде комбайны СК-6 «Колос» ремонтировались в первую очередь. Даже в республиках Средней Азии, где доминирующей сельскохозяйственной культурой был хлопок, ремонт зерноуборочной техники выполнялся в первую очередь. Объяснялся такой подход довольно просто – хлеб всему голова.

После переоборудования комбайн СК-6 «Колос» справляется с уборкой кукурузы. Постановка его на полу- и гусеничный ход дает возможность успешно убирать рис. После небольших доработок жаток можно выполнять уборку гречиху, сою и другие крупяные культуры.

Преимущества и недостатки

К преимуществам данного изделия относятся:

  • Малое энергопотребление (двигатель, мощностью в 400 ватт) и большая производительность (до 100 кг/час);
  • Зернодробилка «Колос» работает от городской сети с напряжением – 220 вольт;
  • В случае перегрева предусмотрено автоматическое выключение электродвигателя;
  • Небольшое количество пыли при работе агрегата – не более 5%;
  • Режущие элементы изготовлены из высококачественной стали.

У зернодробилки Колос имеются следующие недостатки:

  • Изделие не подходит для фермерского хозяйства с количеством голов скота – более 50-ти;
  • Довольно громоздкая конструкция, внешний вид которой понравится не каждому.

Кабина комбайна СК-6 «Колос»

В свое время этот комбайн считался основным на всех полях. Особенно ценили его высокую производительность и надежность. Здесь впервые полностью закрыли кабину и установили увлажнитель воздуха. По замыслу конструкторов при распылении влаги можно снизить температуру внутри кабины, что актуально в жаркий летний день.

К сожалению, эти распылители оказывались неэффективными в местах, где температура воздуха поднималась свыше +40°С (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область, республики Средней Азии). Поверхность металла нагревалась свыше 80°С, рука без перчатки не могла их касаться. Комбайнеры снимали увлажнитель, а также все стекла. Оставляли только оригинальные жалюзи. Они снижали интенсивность солнечного облучения.


Вид из кабины комбайна «СК-6 «Колос». Комбайнер видит работу жатки, справа приборная доска, где видны показатели приборов, контролирующих ход уборки. Управление, подобно тому, что и на легковом автомобиле.

В Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства в середине восьмидесятых годов были проведены научно-исследовательские работы по созданию малогабаритного кондиционера для кабины комбайна. Тогда впервые сумели создать небольшой кондиционер, который даже в пик жары мог поддерживать внутри температуру 22…25°С.

Эту разработку приняли на внедрение на заводе-производителе. Была выпущена небольшая партия машин для среднеазиатского региона. В таблице показаны результаты по эффективности использования кондиционера в условиях жаркого климата, полученные в САМИС (Средне-Азиатская машинно-испытательная станция, 1989 г.).

Показатели эффективности Численные значения
Без кондиционера С кондиционером
Продолжительность смены в июле 1986 г. 6 9,5
Убрано прямым комбайнированием, га/смену 34 52
Отгружено зерна, т/смену 108,8 176,8
Удельный расход топлива, кг/т 9,4 8,9

Совет #2. Для создания комфортных условий в кабине комбайна можно приобрести автомобильный кондиционер. Появится дополнительная операция в регламенте обслуживания – это замена фильтра кондиционера. Небольшой объем кабины будет охлажден до приемлемой температуры, влажность воздуха будет ниже 60 %. Привод от ВОМ коробки передач.

Электросхема

Представленная для наглядности электросхема зернодробилки колос поможет подробно узнать об автоматическом управлении системой.

Имеющаяся система стабилизирующего типа на автоматическом управлении и с возможностью регулировки частотности оборотов двигателя.

А вот в качестве измерительного элемента можно рассматривать ТТ (трансформатор тока).От части отвечающей за измерение сигнала ток идет к автоматическому регулятору обозначающемуся на схеме АР, который включает ЗУ (задающее устройство), а также БП (блок питания).

С помощью автоматического регулятора меняется ток, который проходит через обмотку возбуждения (обозначают, кК правило, как ОВ). Что же касается внешней обратной связи, то она идет по цепи от ТТ до АР. Ей обеспечивается стабилизация частотных вращений в системе.

Регулятор который обозначается как АР работает по схеме отклонения, и он фиксирует изменение тока в области обмотки. Электроприводная часть зерновой дробилки, которая обозначена на схеме, считается явным примером использования закрытых регулировочных систем.

Общее устройство комбайна СК-6 «Колос»

У комбайна СК-6 использована классическая схема выполнения производственного процесса уборки. Как и другие отечественные зерноуборочные сельхозмашины, он может выполнять сбор хлеба:

  • прямым комбайнированием, когда процесс скашивания сопровождается подбором и обмолотом зерновой массы;
  • раздельным комбайнированием, когда сначала скашивается зерно в валок, там оно просушивается и дозревает, используя соки от стеблей, а потом подбирается подборщиком и обмолачивается.

Устройство комбайна СК-6 «Колос»: 1 – режущий аппарат (косилка); 2 – эксцентричное мотовило; 3 – шнековый транспортёр, собирающий зерновую массу к центру жатки; 4 – наклонный транспортёр, направляющий массу на обмолот; 5 – приёмный битер, растягивающий стебли для лучшего обмолота; 6 –молотильный барабан бильного типа; 7 – выгрузной зерновой шнек; 8 – зерновой бункер; 9 – отбойный битер, направляющий колоски на щелевую деку; 10 – зерновой элеватор подачи зерна в бункер;11 – шнековый колосовой элеватор; 12 – двигатель СМД-64; 13 – пятиклавишный соломотряс; 14 – пресс-соломонабиватель; 15 – автоматический копнитель; 16 – задний мост управляемых колёс; 17 – нижняя решётка; 18 – вентилятор очистки зерновой массы; 19 – передний мост ведущих колёс; 20 – грохот отсева пыли; 21 – щелевая дека.
Данный комбайн комплектуется жатками с разной шириной захвата. От 3200 мм до 7000 мм. Наибольшее применение нашли жатки с шириной захвата 6000 мм. Оказалось, что именно с этой жаткой достигнуты лучшие результаты по эффективности использования комбайна. В таблице показаны сравнительные характеристики эффективности уборки пшеницы, полученные по результатам производственной проверки на машинно-испытательной станции Ростовской области в 1988 г.

Показатели эффективности Ширина захвата жатки, м
3,2 3,6 5,0 6,0 7,0
Удельный расход топлива при скашивании пшеницы, кг/га 12,3 11,4 9,6 8,7 7,8
Расход топлива при прямом комбайнировании, кг/т 9,8 9,3 8,7 8,4 8,6

Следует отметить, что при испытаниях скорость перемещения выбиралась близкой к оптимальной, чтобы молотильно-сепарирующее устройство обеспечивало минимум потерь зерна. Урожайность составляла 42…46 ц/га. Со всеми жатками работали одни и те же механики-водители. Они только ежедневно пересаживались с одного комбайна на другой. Всего в испытании участвовали пять комбайнов и пять комбайнеров.

Знаменитый советский зерноуборочный комбайн СК-6 Колос

Колос СК 6 – популярный советский зерноуборочный комбайн, производителем которого является Таганрогский комбайновый завод. Техника выглядит очень эффектно и напоминает огромный корабль с 2 большими бункерами, размещенными по бокам.

История модели началась в 1970-х годах. Разработкой комбайна занималась группа конструкторов Таганрогского завода под руководством инженера Изаксона. Техника выпускалась в нескольких модификациях. В 1971 году предприятие начало выпуск версии с 2 барабанами (СК 6-II). Параллельно в 1973 году было открыто производство однобарабанной версии (СК 6), которое продолжалось 6 лет. Первая модификация просуществовала значительно дольше – до 1984 года. Версия СК-6-II, помимо 2 барабанов, также получила 2 шнека с собственной спиралью. Техника стала первым советским комбайном с молотилкой шириной 1500 мм. Модель получила большое распространение и использовалась повсеместно. Однако постепенно интерес к комбайну начал угасать.

Технические характеристики Колос СК 6

  • Рабочие габариты агрегата 1049 х 534 х 400 см.
  • Размеры комбайна при транспортировке 1092 х 530 х 392 см.
  • Полная масса 9 тонн 455 кг.
  • Мощность установленного двигателя СМД-64 равна 110 кВт.
  • Комбайн имеет две рабочие скорости: скорость транспортировки 18,7 км в час; скорость при выполнении работы – 7,4 км в час.
  • За один час машиной СК-6 собирается до 8500 кг урожая.
  • Без редуктора барабан вращается со скоростью 749…1235 оборотов за 60 секунд.
  • Установлено восемь рабочих бичей.
  • Молотилка захватывает участок поля в 150 см.
  • Габариты барабанного устройства: диаметр 60 см, длина 148,5 см.
  • Барабан охватывает угол 146 градусов.
  • Показатель высоты среза культуры: при перестановке башмаков – 50, 100, 130, 180 мм; при изменении гидроцилиндров – диапазон 100…950 мм.
  • Соломотряс сделан с двумя валами, имеет пять рабочих клавиш.
  • Соломотряс сделан с шириной 147,7 см.
  • Размер длины одной клавиши 361,8 см.
  • Бункер для зерна имеет вместимость 3 м3 продукта.
  • Минимальный радиус при развороте машины составляет 750 см.

Характеристики двигателя

Работа мотора СМД-64 проходит в четырехтактном процессе. Дизельная конструкция мотора имеет механизм турбонаддува, охлаждение совершается водянистой жидкостью. Насос для прогонки масла двухсекционный, шестеренного типа. Запуск совершается пусковым двигателем с редуктором, с дополнительной функцией дистанционного запуска. Марка турбокомпрессора ТКР11Н-1.

  • Мощность рабочего состояния 150 л.с.
  • Длина хода поршневой части 11,5 см.
  • Размер диаметра рабочего цилиндра 13 см.
  • Расположение цилиндров в конструкции в форме литеры V.
  • По правому ряду идут цилиндры один, два, три.
  • По левому ряду расположены цилиндры четыре, пять, шесть.


Колос СК 6

Операторская кабина

На качественном фото комбайна Колос видно, что кабина расположена не очень удачно. Она стоит в центре рамы, по бокам от нее находятся бункеры. При этом ее расположение сделано на одном узле с молотильным устройством. Из достоинств кабины – она имеет жалюзи для защиты от солнца и вентилятор для обдува. Звуковая изоляция хоть и присутствует, но она не самого высокого качества. Кабина стоит на самом верху комбайна, но качество обзора от этого не вырастает. Боковому обзору мешают зерновые бункеры. Задний осмотр имеет свои трудности, поэтому движение задним ходом крайне неудобное. Рычаги управления рабочими органами находятся возле кресла водителя. Все рабочие узлы приводятся в работу водителем или его помощником.

Топливо

Комбайновая машина Колос поставляется с большим баком для топлива. В него вмещается ровно 190 литров дизельной смеси. Расход топлива высчитывается не за пройденное расстояние, а за рабочий час. Размер потребление ДТ – 27,5 литров.

Производство Колос СК 6 завершилось. В настоящее время в продаже имеются б/у версии комбайна, но их осталось не так много. Стоимость моделей в удовлетворительном состоянии (1980-1985 годов) составляет 160-250 тысяч рублей.

Основные ошибки при покупке Колос СК 6:

  • в зависимости от поколения техника может иметь 1 или 2 молотильных барабана. Данный факт следует уточнить до момента приобретения;
  • версии, эксплуатируемые в Сибири, нередко комплектуются дизельной установкой А-01М (Алтайский моторный завод). Однако его мощности для нормальной работы недостаточно;
  • отдельные модификации комбайна оснащаются агрегатами Ярославского моторного завода. Данный вариант будет оптимальным, поскольку дизель ЯМЗ показывает более высокие технические характеристики.

Устройство машины

Комбайн Колос СК 6 оснащен ведущим мостом из двух планетарных редукторов. КПП позволяет совершать ход в двух направлениях: назад с одной скоростью, вперед с тремя скоростями. Главным мостом считается задний. По факту это коробчатая балка со встроенными рычагами. Гидравлическую систему произвели из главного блока и блока для управления рулем. Подачу масла из резервуара в систему обеспечивает распределитель. Главный блок руководит работой подключенных механизмов, которыми могут быть жатки, мотовила, копнители. Этот же блок управляет очистным клапаном, который установили на воздухозаборник радиатора. Для освещения хода комбайна установлены четыре фары. Передняя пара фар носит название ФГ-305, задняя пара – ФГ-304. Помимо основных фар, предусмотрены лампы стоп-сигнала, лампы оповещения о повороте машины.

Назначение

Колос СК 6 использовался предприятиями сельского хозяйства. Машина отлично подходила для отечественного климата и эффективно функционировала в различных климатических зонах. Комбайн использовался для сбора созревших колосовых культур и демонстрировал минимальный уровень потерь. Помимо сбора зерновых культур, технику применяли для работы с бобовыми культурами. Особенности конструкции комбайна делали его универсальным.

Производство Колос СК 6 завершилось еще в конце 20 века, но отдельные модификации комбайна используются и сегодня. Особенной популярностью у потребителей пользуется второе поколение модели.

Достоинства, недостатки

Положительные черты:

  • Наличие двухсекционного бункера для хранения обмолотого зернового продукта. Бункер легко выгружается, даже во время движения комбайна СК-6.
  • Огромное наличие новых запчастей для ремонта техники. Стоимость запчастей не такая высокая, как у импортных аналогов.
  • Встроенный датчик наполнения бункера. Встроены сигнализационные системы для работы копнителя, соломотряса или зернового шнека.
  • Молотилка с широким захватом поля.
  • Надежная, выносливая техника. Срок эксплуатации может достигает 50-60 лет.

Отрицательные черты:

  • Ужасный обзор из водительской кабины. Отличный обзор только в переднее стекло, боковой и задний осмотр затруднен конструкцией каркаса.
  • Над мотором нет свободного места для проведения ремонтных работ.
  • Мощность двигателя слабовата, для машины такой комплекции желательно ставить мотор помощнее.
  • Хорошая проходимость по ровному участку. Любые неровности комбайном проходятся со большими сложностями.

Универсальный кормоуборочный комбайн RSM F1300

Долгое время большинство известных моделей кормоуборочных комбайнов не могли работать и по траве, и по кукурузе одинаково эффективно. Аграриям было доступно совсем немного моделей, и то не в нашей стране. Новый RSM F 1300 одинаково хорош на всех видах заготовок. Вдобавок у него самая богатая комплектация в классе и практически неограниченные опции. Раньше, если требовалась более производительная техника, покупали новые комбайны более высокого класса. Теперь благодаря глобальной платформе и модульной компоновке RSM F 1300 любое хозяйство может повысить класс машины за счет опций.

Как удалось при такой цене довести производительность почти до четвертого класса? В классической схеме комбайна для обмолота используется барабан большого диаметра с молотильными бичами, аналогами древних цепов. Когда колосья проходят между барабаном и подбарабаньем, бичи вымолачивают из массы зерно. Так вот, NOVA оснащена декой (подбарабаньем) с самым большим охватом в мире — 154 градуса, тогда как обычно охват не превышает 130. Больший охват — значит, за один оборот удается произвести больший вымолот.

БелАЗ улетел в кювет и взорвался: видео

Отзывы

«Во время юности мой отец работал на комбайне Колос СК 6. Отец рассказывал, что машина хорошая, хотя и имела свои трудности при работе. Достоинствами он считал высокий процент сбора урожая. Но при этом надо было приловчиться к управлению этой махиной. Плохой боковой и задний обзор мешал нормальной работе, а разворачиваться пытались боком. Чтобы двигаться задним ходом приходилось одному человеку выходить из кабины и подсказывать, как и куда рулить. Жаль, что такие комбайны давно не выпускаются, их можно было бы усовершенствовать и они бы работали на благо наших фермеров.» Павел, Черкассы.

Колос СК 6 – отличный, советский комбайн для работы на зерновых полях. При списке своих недостатков, он был прогрессивным агрегатом, который по своим техническим характеристикам опережал всех ближайших конкурентов.

Видео

В 1985 году стартовал выпуск новой версии комбайна – модели Колос СК 6-А. Число барабанов в ней вновь сократилось до одного. Обновленная модификация не пользовалась большой популярностью и вскоре была снята с производства.

Серия Колос СК 6 предназначалась для уборки зернобобовых, зерновых и риса, потому машина комплектовалась различными ходовыми мостами:

  • колесный мост считался основным в линейке и использовался для работы с широким спектром зерновых культур;
  • полугусеничный мост применялся для работы на рисовых чеках в Краснодарском крае и Ростовской области;
  • гусеничный мост использовался на рисовых полях. Комбайны в данном исполнении экспортировались в азиатские страны (Лаос, Камбоджу, Вьетнам и другие).

Комбайн Колос СК 6 активно использовался в сельских хозяйствах. Техника уверенно собирала колосовые культуры, процесс обмолачивания которых вызывал трудности у большинства комбайнов того времени. Модели Колос СК 6 поднимали колосья и обрезали под корень, после чего начинался обмолот. Получавшаяся масса поступала в бункер с 2 секциями хранения, где хранилась до перегрузки в автомобиль.

Колос СК 6 стал первым советским зерноуборочным комбайном, экспортируемым за границу. Модель поставлялась в Сирию, КНР, Ирак, Монголию, Иран и страны юго-восточной Азии. Большое число сервисных центров позволяло быстро выполнять ремонт и обслуживание машин. Возможность дополнительного переоснащения позволяла использовать Колос СК 6 для различных операций. Подобный функционал и отменные характеристики сделали модель одним из наиболее удачных продуктов советской агротехнической промышленности.

Жатка Sun Stream

Новая жатка позволяет на 15% снизить потери. Она может работать с любым междурядьем — 40, 60, 70, 75, 80 см, тогда как предыдущие жатки имели ограниченный диапазон — например, 70 или 75 см. На новой жатке стоят мощные и надежные редукторы, приводы нового поколения, способные работать с очень массивным подсолнечником.
Моя главная задача — вести машину по кромке среза жатки. Если хотя бы какая-то часть жатки высунется за кромку и будет работать вхолостую, снизится эффективная ширина захвата. Машина или будет недогружена, или станет жечь больше топлива. В идеале нужно идти по кромке, как по ниточке, что у меня получается с трудом: подруливающие колеса у комбайнов задние, поэтому я запаздываю с подруливанием, и машина со стороны напоминает слегка выпившего человека. Через полкилометра от концентрации внимания я даже вспотел. Каково же комбайнеру выдерживать это напряжение по десять часов в день? На поле неподалеку испытывается другой комбайн «Ростсельмаш» — с системами искусственного интеллекта. Они способны направлять машину по траектории без участия человека. Как на макроуровне — держать комбайн в пределах заданного поля, так и на микроуровне — вести его по кромке среза. Программа подбирает оптимальную скорость уборки, чтобы полностью загрузить технику. В ближайшее время, говорят, эта система будет внедрена на комбайнах высоких классов, наиболее мощных и производительных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector