Топ-3 модели отечественных монтажных кранов на базе тягачей мкт

ТОП-3 модели отечественных монтажных кранов на базе тягачей МКТ

Дизель-электрическая крановая установка МКТ-40 представляет собой надстройку, установленную на полуприцепе. В качестве тягача используется машина модели МоАЗ-546, изначально созданная для работы в составе скрепера. Обозначение МКТ также используется для колесных гидравлических кранов, поставляемых на рынок под брендом «Ульяновец». Машины объединяет только название и предназначение, конструкция имеет большие отличия.

МКТ-40

Кран МКТ состоит из поворотной секции, смонтированной через полнооборотный погон на 1-осной платформе. Передняя часть шасси оснащена кронштейном, который устанавливается на седельное устройство буксировщика. На ходовой части имеется стойка, необходимая для укладки стрелы при движении крана по дорогам общего пользования.

Задний мост шасси оборудован приводом, включающим в себя электродвигатель переменного тока. Электроэнергия поступает от генератора, ротор которого приводится во вращение силовым агрегатом тягача. Для передачи крутящего момента от мотора используется раздаточный редуктор. Включение привода осуществляется водителем тягача; режим используется только при движении на короткие расстояния со скоростью 4,5 км/ч.

Описание габаритов крана МКТ-40 и технические характеристики:

  • колесная база — 6100 мм;
  • дорожный просвет — 715 мм;
  • расстояние между осями опор — 5460 мм;
  • длина в транспортном состоянии — не более 12700 мм;
  • высота — 4000 мм;
  • тип двигателя — 2-тактный дизельный ЯМЗ;
  • мощность мотора — 215 л.с.;
  • грузоподъемность на опорах/без опор — 40/11 т;
  • масса установки — 48 т;
  • высота подъема — до 15,6 м.

Для обеспечения устойчивости крана применяются выносные опоры с гидравлическим управлением. Индивидуальная настройка узлов осуществляется машинистом. На шасси крана имеется распределительный щит, который позволяет подключаться к промышленной электросети с напряжением 380 В. Для передачи тока на поворотную платформу применяется кольцевая контактная группа.

Обозначение МКТ-40 также присвоено автомобильному гидравлическому крану «Ульяновец», базирующемуся на 3-осных шасси КамАЗ, Ford или Volvo (возможно использование автомобилей других марок). Установка оборудована 3-секционной стрелой, которая раздвигается при помощи гидравлического цилиндра и тросовых приводов. Для обеспечения устойчивости применяется опорный контур с размерами 5600*5800 мм. Шасси и агрегаты позволяют эксплуатировать машину при температуре от -40°С до +40°С.

  • грузоподъемность — 25 т;
  • длина стрелы (стандартный вариант) — 9-30 м;
  • высота подъема (с гуськом) — до 30 м;
  • размер гуська — 6 или 9 м;
  • грузовой момент — не ниже 120 т*м;
  • масса снаряженной машины — 33000 кг;
  • скорость передвижения по шоссе — 60 км/ч.

Поворотная платформа устанавливается на шасси через опорный погон с диаметром 1920 мм, оснащенный двойным механизмом вращения. Для обеспечения грузовых характеристик применяется лебедка с цилиндрическим редуктором РК 450. Рабочее место оператора оснащено джойстиками и регулируемым сидением. Кабина оборудована автономным отопителем; по заказу монтируется кондиционер.

МКТ-25

Кран МКТ-25 представляет собой установку, размещенную на шасси коммерческих грузовых автомобилей КамАЗ или Урал. Выпускается специальная версия, установленная на гусеничный транспортер ТСН 4. Техника имеет различные силовые агрегаты и узлы трансмиссии.

Характеристики крановой установки:

  • грузоподъемность — 25 т;
  • допустимый вес груза при телескопировании стрелы — 4,5 т;
  • грузовой момент — 75-80 т*м;
  • рабочая зона — 290°;
  • длина стрелы — 9,7-21,7 м;
  • размер гуська — 6 м;
  • досягаемость по высоте базовой стрелой/с дополнительным гуськом — 20,5/27,4;
  • частота вращения башни — 0,2-1,6 об/мин;
  • число грузовых лебедок — 1;
  • масса установки — 20,4-25,0 т (в зависимости от типа шасси).

МКТ-6-45

Кран МКТ-6-45 является модернизированной версией машины модели 40, адаптированной для выполнения работ в ходе строительства объектов нефтегазовой отрасли.

В качестве тягача применена 1-осная машина модели МоАЗ-6442, оснащенная 4-тактным дизельным двигателем ЯМЗ 238М2, развивающим мощность до 240 л.с.

Изменениям подверглось крановое оборудование: базовая стрела имеет длину 15 м, но путем применения вставок она наращивается до 43 м. Выпущено 2 варианта удлинительных секций — по 5 и 8 м.

  • длина гуська — 6 м;
  • грузовой момент — до 60 т*м;
  • высота подъема (с гуськом и максимально удлиненной стрелой) — 48 м;
  • длина опорного контура — 5220 мм;
  • ширина контура — 5270 мм;
  • скорость хода — до 30 км/ч;
  • масса установки — 49,9 т.

Последние экземпляры крана собрали в 2000-2002 гг. Выпуск всех версий машин вел машиностроительный завод, располагавшийся в Туапсе.

Все автокраны Ивановец на базе шасси МЗКТ

Ивановец на базе МЗКТ представлен всего двумя моделями в классе средней грузоподъемности, однако они не теряют популярности благодаря универсальности функций и надежности конструкции автокранов.

История завода МЗКТ

Минский завод колесных тягачей берет свое начало в 1954 году, когда на Минском автомобильном заводе началось изготовление автомобилей с высокой проходимостью и приспособленностью к любым условиям.

Почти три десятка лет пост главного конструктора занимал Шапошник Б.Л., на счету которого большое количество шасси спецназначения для установки ракетных комплексов и разработки пожарных машин.

Свой нынешний вид предприятие обрело только в 1991 году, освоив и гражданские типы машин: шасси для кранов, самосвалы, тягачи. До 2010 году действовала государственная программа переоборудования завода, в результате чего на производстве началось использование современных прессов и комплексов лазерного раскроя.

Ивановцы на базе МЗКТ

Модельный ряд автомобильных кранов Ивановец, установленных на шасси МЗКТ, включает две модели:

  • КС-65731-5 овоид;
  • КС-6476.

Оба автокрана имеют грузоподъемность 50 тонн. Первый автокран на базе МЗКТ-700600, второй на 69234. Они используются в работах по строительству промышленных и гражданских объектах, коммуникаций, ремонту крупногабаритного производственного оборудования и мостов.

Технические характеристики

Сравнительная характеристика технических параметров обеих представителей Ивановцев на базе МЗКТ представлена в таблице.

Параметры/Модель КС-65731-5 КС-6476
Формула колес 8х4 8х4
Двигатель ЯМЗ-7511.10 ЯМЗ-238ДЕ2
Мощность, л.с. 400 л.с. 330
Грузовой момент, тм 175 151,5
Секций стрелы, шт 5 4
Длина стрелы и вылет, м 40 и 36 34 и 26
Рабочая зона, град 360 360
Габариты, м 13х2,6х4 14,1х2,5х3,8
Высота подъема, м 41 34,4
Посадочная скорость, м/мин 0,2 0,1

Автокраны оснащаются дополнительными противовесами по 4,6 или 13 т. Безопасность работы обеспечена современными системами, ограничивающими зону действия и позволяющими задавать углы поворота. С помощью системы ограничивать вылет груза и предотвращают опрокидывание или столкновение автокранов с объектами поблизости.

Видео по теме: Автокран Ивановец КС-6476

Обзор характеристик автокрана Ульяновец МКТ-25

Автокран Ульяновец МКТ-25 отличается от многих видов оборудования производства Ульяновского механического завода №2 надежной и отработанной конструкцией, созданной с применением американских и европейских комплектующих. Всего выпущено более 3-х тысяч единиц МКТ-25.

Производитель автокрана

Ульяновец МКТ-25 – автокран отечественного производства. Производится Ульяновским механическим заводом №2 с применением современного оборудования и специальной технологической оснасткой. Завод введен в эксплуатацию в 1961 году, потому опыт работы более пятидесяти лет в сочетании с обновленным оборудованием и квалифицированными специалистами позволяет создать максимально рентабельные модели.

Модель автокрана Ульяновец МКТ-25 отличается отработанной и проверенной конструкцией, потому пользуется большой популярностью у монтажников, строителей, рабочих. Сама крановая установка может быть монтирована на вездеходных и дорожных шасси марок Урал, МАЗ, КамАЗ.

Шасси и тип стрелы

Автомобильный кран Ульяновец базирован на среднетоннажном шасси КамАЗ-65115. Колесная формула транспортного средства – 6х4. Восемь V-образно расположенных цилиндров с рабочим объемом 10,86 л. Мощность – 240 л.с., минимальный удельный расход дизельного топлива – 207 литров в час. Разновидность двигателя в автомобильной базе крана Ульяновец МКТ-25 – 740.11-240.

Телескопическая стрела состоит из трех секций, которые приводятся в движение с помощью гидроцилиндра. Зона работы составляет 360°, а высота подъема – 22 метра. Допускается установка гуська на 9 или 6 метров. Секции сделаны из конструкционной стали, сварка производилась на автоматическом сварочном оборудовании. Контроль сварочных швов производится ультразвуковым и визуальным методом.

Грузоподъемные параметры

Автокран Ульяновец данной модели обладает следующими характеристиками:

  • грузовой момент – 75 тм;
  • грузоподъемность – 25 т;
  • высота подъема с учетом гуська – 27 м;
  • вылет стрелы – 2,3 метра, длина – от 9,7 до 21,7 метров;
  • скорость опускания/подъема грузов – 6,5 м/мин;
  • длина гуська – 6 или 9 м.

Автокран может передвигаться со скоростью 50 км/час. При этом нагрузка на дорожное полотно через шины передних колес составляет 4,7 тс, а через шины колес тележки – 15,7 тс.

Габариты автокрана

Ульяновец имеет следующие габаритные параметры в транспортном положении:

  • длина – 1200 см;
  • высота – 365 см;
  • ширина – 250 см.

Масса автокрана с учетом основной стрелы и без гуська – 20,4 тонны. В случае, когда кран дополнительно оборудован гуськами, бетоноломом, буром с глубиной бурения до трех метров или гидравлическим оборудованием, необходимо учитывать их массу и возможности автомобильного шасси. Возможно оборудование навесного типа с высотой не более 25 метров.

Преимущества модели

Одним из преимуществ модели автокрана Ульяновец МКТ является ограничитель грузоподъемности микропроцессорного типа. Он предназначен для наблюдения за уровнем загрузки крана. С его помощью контролируют вылет и длину стрелы. Датчики отображают нагрузку с учетом веса груза на крюке.

С помощью микропроцессора можно задавать координаты, по которым будет ограничиваться зона работы крана в условиях ограниченного пространства или во время работы в области линий электропередач. С помощью современного оборудования микропроцессорный блок может располагаться далеко от датчиков в удобном для машиниста месте в рабочей кабине, так как передача данных производится цифровым способом.

Полтинник, или Все познается в сравнении. Автокраны 50-тонники российского производства

Как известно, главное преимущество автокранов перед иными видами грузоподъемного оборудования — высокая мобильность, что подразумевает легкость перемещения между объектами. Тем не менее, чем выше грузоподъемность — тем более редкие поездки техника совершает. Как правило, автокраны 50-тонники достаточно длительное время находятся на одном участке, поэтому и требования к габаритным размерам и маневренности для них не такие жесткие, как у кранов с «меньшими способностями». Однако это касается не всех — изучение существующих предложений на рынке доказывает, что совмещение всех этих характеристик вполне возможно!

По традиции, в производственной программе отечественных производителей преобладает техника невысокой грузоподъемности. Выпуском кранов 50-тонников на сегодняшний день занимаются несколько предприятий — ОАО «Галичанин», ОАО «Ивановская марка», ОАО «ЧМЗ», ОАО «УМЗ».

Читайте:

ОАО «Галичанин»

Пожалуй, наиболее широко автокраны в рассматриваемом сегменте представлены Галичанским автокрановым заводом. Мы насчитали 8 моделей. Вооружайтесь терпением, будем говорить подробно о каждой.

Модель КС-65713-1 имеет стрелу, максимальная длина которой — 34,1 м, тип — овоид. Чтобы не повторяться в будущем, сразу оговорим, что все краны «Галичанин» 50 т оснащены стрелами овоидного профиля, стандарт двигателя — Евро-4. Максимальная высота подъема крюка рассматриваемой модели — 34,5 метров, с гуськом — 50,4 метра. Секции способны выдвигаться, если «на борту» будет не более 6 тонн. При нагрузке в 50 тонн максимальная скорость опускания-поднятия груза составляет 3,6 м/мин. По дороге кран может передвигаться со скоростью 50 км/ч. Шасси — КАМАЗ-65201, колесная формула машины — 8×4. Двигатель дизельный Cummins ISLe4 400-40, 385 л.с. Температурные пределы для данной модели — от минус 40 до плюс 40 градусов.

Автокран «Галичанин» КС-65713-1

Следующие 4 модели (автокраны КС-64713-2, КС-65713-5, КС-65713-6, КС-65713-7) не отличаются по техническим характеристикам от крана КС-65713-1. Разница лишь в шасси и двигателе. Так, КС-64713-2 устанавливают на МЗКТ-750110 (8х4), оснащенный дизельным двигателем ЯМЗ-651 мощностью 405 л.с. КС-65713-5 монтируют на шасси КАМАЗ-6560 (8х8), силу машина берет от дизеля КАМАЗ-740.632-400 мощностью 394 л.с. КС-65713-6 базируется на МЗКТ-652715 (8х8), силовой агрегат — ЯМЗ-652 (301 л.с.). КС-65713-7 устанавливают на основу VOLVO (8х4), оснащенную двигателем D11C (332, 373, 413 или 453 л.с.).

Сами крановые механизмы оснащены индивидуальным приводом с управлением от гидромоторов и гидроцилиндров. Из примечательных опций — функция телематической памяти под названием «черный ящик» — своеобразный «защитник» автокрана от различного рода повреждений, опрокидывания, перегрузов. Кстати, если все-таки факт перегруза будет иметь место быть, то ящик запомнит это, а потом и припомнит вам перед лицом инспектора Ростехнадзора.

Автокран «Галичанин» КС-64713-2

Помимо этих моделей, «Галичанин» отличился и выпуском кранов-такси. Нет, конечно, до дома никого он не подбрасывает, а назван так из-за возможности перемещаться по дорогам городского пользования без специального на то разрешения. У этих «горожан» и стрелы подлиннее (40 м), и скорость побольше (до 60 км/ч), а габаритные размеры немного меньше по сравнению с представителями, описанными выше. Цены на такие краны, кстати, тоже немного выше. На заводе выпускают 3 модели, отличающиеся в основном базой и двигателем: КС-65715 монтируют на шасси VOLVO (8х4) с дизельным двигателем D11C300 мощностью 330 л.с, КС-65715-1 имеет шасси КАМАЗ-65201 (8х4) и дизельный Cummins ISLe4 400-40 мощностью 390 л.с., КС-65715-3 оснащен шасси MAN (8х4) и дизельным двигателем 2066LF64 360 л.с. Стрелы у этих моделей также овоидные, класс двигателя — Евро-4.

Кран-такси «Галичанин» КС-65715

ОАО «Ивановская марка»

На заводе выпускают 3 модели автокранов грузоподъемностью 50 тонн: КС-6478, КС-65731-1 и КС-65731-2. Первый имеет четырехсекционную телескопическую стрелу. Может поставляться как с гуськом для увеличения длины стрелы, так и без. Длина стрелы — 34 м, высота подъема — 34,7 м. Если приобретается гусек (а это еще максимум плюс 14,5 м к основной стреле) — 48,6 м. Максимальная скорость движения крана — 50 км/ч. Длина автокрана — более 14 м, а это несколько больше, чем у конкурентов — кранов «Галичанин». В качестве основы выступает шасси КАМАЗ-65201 (8×4), двигатель — КАМАЗ-740.50-360 (360 л.с.). «Ивановцы» также оснащены функцией телематической памяти.

Читайте:

Две другие модели имеют стрелы овоидного типа, состоящие из 5-ти секций, общая длина — 40 м, возможна установка гуська 9-15 м. Длина крана — 13 м. КС-65731-1 отличается от базовой модели силовым агрегатом — на нем установлен двигатель Cummins ISLe 400 мощностью 523 л.с. Шасси — КАМАЗ-65201 (8х4). А КС-65731-2 имеет базу КАМАЗ-6560 и силовой агрегат КАМАЗ-740.63-400 мощностью 400 л.с., колесная формула — 8х8. Благодаря конструкции рамы зона работы кранов — 360 градусов. Привод крановых механизмов обеспечивают аксиально-поршневые гидронасосы, которые приводятся в действие мотором шасси.

Автокран «Ивановец» КС-6478

ОАО «ЧМЗ»

Челябинский механический завод располагает лишь одной моделью автокрана в рассматриваемом сегменте. К слову, 50 тонн — технический максимум для завода, по крайней мере, на сегодня. Кранов с большей грузоподъемностью на предприятии пока не производят. Что касается единственного 50-тонника, модели КС-65717, то он монтируется на трехосное внедорожное шасси IVECO Trakker (6х6). Такое шасси позволяет крану быть более маневренным и чувствовать себя хорошо даже на небольшой стройке. В ближайшем будущем, к слову, компания собирается создать точно такие же краны, правда с колесными формулами 8х8 и 8х4.

Ныне выпускаемая модель имеет дизельный двигатель IVECO Cursor 13, мощность которого 420 л.с. Стрела рассматриваемого нами «трудяги» изготовлена из стали S700, профиль — гнутый. 34,6 м — столько метров необходимо проскользить взгляду, чтобы оценить полную длину стрелы. Габариты машины, кстати, по сравнению с предыдущими линейками относительно небольшие — 12 м в длину. Почти такие же имеют городские краны «Галичанин». «Челябинец», как мы уже сказали выше, может кататься по городу, причем в холодную погоду, так как сертифицирован он на работу при минус 50 градусах.

Автокран «Челябинец» КС-65717

ОАО «УМЗ»

Ульяновский моторный завод тоже собирает автокраны. Из четырех машин, входящих в линейку производителя, нас интересует модель МКТ-50. В ее стреле — шведская сталь, под краном — российское шасси КАМАЗ, четырехосное. По желанию может монтироваться на шасси VOLVO и IVECO. Максимальная длина стрелы — 35 м (плюс 13 м с гуськом), высота подъема — 34 м.

Автокран «Ульяновец» МКТ-50

Познакомившись поближе с крановыми установками самых известных российских производителей, можно сделать вывод, что отличия между ними минимальны. В общем, того и следовало ожидать. Это как братья: анатомия по сути одинакова, отличия лишь во внешнем облике. Поэтому, ориентируйтесь на собственные предпочтения и цену — она, хоть и незначительно, но отличается у разных производителей.

Лучший автокран. Выбор профессионалов

Пандемия и перенос сроков выхода нашего журнала внесли свою лепту в народное голосование на сайте igrader.ru. Выбор лучшего телескопического погрузчика немного подзатянулся, но мы уже готовы представить претендентов на звание «выбор профессионалов» среди автокранов.

Посовещавшись с членами жюри, в которое помимо редакции вошли аналитики агентства ID-Marketing, мы отобрали несколько импортных и отечественных номинантов.

Как и ранее, главными критериями при выборе были распространённость в России, доля рынка и крупносерийное производство. Кстати, не так давно мы делали подробный анализ актуальных моделей 25-тонных автокранов.

«Ивановец» КС-45717К-ЗР

Сегмент 25-тонных автокранов априори самый востребованный в России. На эти модели пришлись наибольшее количество выпущенных тройкой лидеров. Напомним, в 2019 году «ИМЗ Автокран», «ГАКЗ» и «КАЗ» выдали свыше 600 установок каждый, что вместе с другими российскими производителями составило 89% всего рынка.

Лидер среди продаж «Ивановского машиностроительного завода» — КС-45717К-ЗР на базовом шасси КАМАЗ-43118. Его 4-секционная стрела может поднимать 6,34 т груза на 30,6 м без гуська и 2,63 т на 39,3 м с оным. Заявленная грузоподъёмность на горизонтальном вылете в 27 м – 360 кг. Максимальная скорость подъёма и пускания крюка — 40 метров в минуту.

«Галичанин» КС-55713-5

Эта крановая установка на шасси КАМАЗ-43118 способна поднять на крюке 6,34 т на высоту 21,7 м. А с 9-метровым гуськом — на 30 метров, правда, уже груз весом 1,39 т. Максимальная грузоподъёмность доступна на уровне 9,7 м, а на горизонтальном вылете в 18 метров допустимо держать 840 кг.

К особенностям автокрана можно отнести возможность работы на сближенном опорном контуре 4,2 х 2,28 м и простоту в обслуживании.
К слову, с 2018 года эту популярную модель выпускают с обновлённой гидравликой, одноконтурной гидросистемой, планетарным механизмом грузовой лебёдки и современным рабочим местом крановщика.

«Клинцы» КС-55713-5К-3

Эту модель, также прошедшую модернизацию, ценят не только на стройплощадках России, но и других стран. Особенно полюбился автокран вьетнамским военным.

Крюк четырёхсекционной стрелы длиной 28 метров на максимальной высоте спокойно держит 5 тонн груза, но при использовании 9-метрового гуська допустимая нагрузка составит 1,8 т.

В горизонтальном положении на длине 26 м разрешено держать 450 кг. Телескопировать секции стрелы получится со скоростью до 21 метра в минуту. Для установки опционально доступны противовесы от 1,1 т до 6 т.

«Челябинец» КС-55732-22

Ещё один отечественный 25-тонник родом с Урала, поэтому неудивительно, что в качестве базового шасси выступает грузовой «Урал Next». Трёхсекционную стрелу длиной 22 метра можно «нарастить» используя 7- или 10-метровый гусёк. Максимальные 25 тонн на крюке удержатся при высоте 9,7 м, а на 22-метровой высоте стрела выдержит 7 тонн.

С любым из гуськов максимальный вес на вытянутой вверх стреле составляет 2,6 т. На горизонтальном вылете в 20 метров заявленная грузоподъёмность составляет 1,3 тонны. Показатели можно улучшить с помощью противовеса.

XCMG XCT25L5 S

Китайский представитель стал самым большим среди номинантов. У этого автокрана на собственном шасси стрела диной 41 метр, которую ещё можно и дополнить гуськом. В этом случае высота подъёма составит 48,3 м.

На максимальной высоте без гуська стрела удержит 5,6 т, с гуськом — 2,8 т.

А вот на горизонтальном вылете при полном выдвижении — всего 700 кг. К слову, полное телескопирование стрелы вверх займёт 95 секунд.

Слово жюри

Коммерческий директор аналитического агентства ID-Marketing Андрей Ловков

«Импорт автокранов в Россию в первом полугодии 2020 года, даже несмотря на пандемию, оказался выше аналогичных показателей прошлого года в 2,7 раз. Отметим, что явный спад по месяцам был отмечен в апреле, когда в Россию было ввезено всего 7 моделей китайского производства.

Наиболее крупным поставщиком рассматриваемых машин в количественном выражении остается Китай, его доля в январе-июне 2020 года достигла 90%.

Однако в стоимостном отношении доля его достигает 57%. Одной из причин такого дисбаланса является назначение и классификация кранов. Основу импорта китайских производителей составляет техника грузоподъёмностью 25-55 тонн (до 85% всей техники).

Общим лидером в российском импорте является марка XCMG, занимающая значительную долю рынка и представленная 8 разными моделями во главе с XCMG XCT25L5. Ещё три модели имеют двузначные показатели ввоза, а именно XCMG XCT30, XCMG XCT55 и XCMG XCT25L4.

Двадцатипятитонная модель Zoomlion QY25V разбавила лидерство XCMG среди наиболее популярных моделей автокранов в российском импорте с третьим результатом. Отметим также ещё одного китайского производителя SANY, импортировавшего в отчетном периоде краны SANY STC500 и SANY STC250.

Именно техника китайских производителей является главными конкурентами отечественных компаний, которые позиционируют свои автокраны в схожих сегментах.

Нельзя не отметить Liebherr — одного из крупнейших мировых игроков на рынке спецтехники. Немецкая машиностроительная компания поставляет на наш рынок в основном тяжёлые краны грузоподъёмностью свыше 100 тонн и самым мощным в рассматриваемом периоде 2020 года стал Liebherr LTM 1350-6.1, статистическая стоимость которого свыше 2 млн долларов.

Всего на российский рынок в этом году попало сразу 9 различных моделей автокранов Liebherr, и все имеют различную грузоподъёмность».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector